Андрей Белоусов и Дмитрий Медведев по-разному оценивают состояние пенсионной системы.
Фото РИА Новости
Дискуссия о будущем пенсионной системы России, в которую втянуты в качестве оппонентов Владимир Путин и Дмитрий Медведев, оказывает деструктивное воздействие на правительство. Одни министры, окрыленные поддержкой президента, открыто перечат премьеру, доказывая необходимость сохранения накопительной части пенсии. Другие настаивают на ликвидации схемы, которая наносит очевидный вред пенсионерам. Экспертам очевидно, что разногласия в правящем тандеме растут, но критическая масса, необходимая для решения об отставках в правительстве, пока не сформировалась.
Вчера глава Минэкономразвития Андрей Белоусов выступил категорически против ликвидации или сокращения накопительной части пенсионной системы. Свою позицию министр объяснил тем, что риски такого шага существенно превышают выгоды. «Я считаю ошибочной ликвидацию обязательной накопительной системы», – сказал он. По словам Белоусова, сокращение отчислений в накопительную часть, предлагаемое Минтрудом, равносильно ликвидации этой системы, все равно что отрезать «хвост у кошки по частям». Логику оппонентов, призывающих к этому шагу, он понимает, но не поддерживает. «Риски и прямые потери существенно превышают выгоды, которые здесь возникают», – убежден министр. В союзе с главой Минэкономразвития выступает глава Минфина Антон Силуанов. «2% в накопительную часть ничего не решают. Мы считаем: 6% не нужно трогать», – это его слова.
Министр Белоусов, хотел он того или нет, фактически публично противоречит выводам премьера Дмитрия Медведева. Днем ранее премьер на встрече в Перми с местным партактивом «Единой России» заявил, что накопительный элемент действующей пенсионной системы себя не оправдал и нуждается в изменении. «Если она (пенсионная система. – «НГ») высокоэффективна, то почему, по нашим расчетам, накопительная пенсия к 2023 году будет ниже, чем пенсия солидарной, распределительной части? Значит, нужно что-то поменять», – констатировал премьер.
Предложения Минтруда, на которые опирается Медведев, сводятся к тому, чтобы предпринять страховой маневр: оптимизировать тариф страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы, временно снизив с 6 до 2–4%. Помимо этого рассматривается вариант о предоставлении гражданам права самостоятельного выбора – остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или нет.
Обсуждение проекта стратегии пенсионной реформы носит публичный характер. Вице-премьер Ольга Голодец – сторонник ликвидации накопительной компоненты – призналась, что уже поучаствовала в двух десятках совещаний, заседаний и конференций по этой теме. Тем временем Госдума готовится принять депутатский законопроект, который сократит накопительную часть пенсионной системы, не дожидаясь окончания затянувшихся споров в правительстве. Депутатский законопроект предполагает сократить отчисления в накопительную часть пенсии с нынешних 6% до 2% и присоединении 4% к страховой части с целью укрепления финансовой устойчивости бюджета ПФР.
Глава ПФР Антон Дроздов стоит на страже пенсионных интересов. Фото РИА Новости |
Не было бы сомнений в перспективах обязательного принятия этого законопроекта, если бы не Владимир Путин, к мнению которого чутко прислушиваются на Охотном Ряду. В начале октября с трибуны форума «Россия, вперед!» президент высказался скорее за сохранение накопительной системы, чем за ее отмену. «Накопительная часть пенсий – источник длинных денег. Большой плюс того, что мы создали эту накопительную часть. В этом году накопилось уже триллиона два.
Нам и прежний министр финансов обещал, и действующий, что мы хотя бы часть этих средств будем направлять на развитие инфраструктуры», – отметил Путин. И потребовал от профильных министерств и ведомств представить конкретные предложения на эту тему до конца года.
Мнение президента, который для некоторых министров куда более авторитетная фигура, чем премьер, имеет решающее значение. И последнее слово в споре о будущем пенсионной системы страны будет за Путиным, который опирается на поддержку собственных экспертов. В их числе и экс-глава Минфина Алексей Кудрин, и Всемирный банк, высказавшиеся однозначно против сокращения, а тем более ликвидации накопительного компонента.
Оргвыводы в отношении министров, осмеливающихся открыто возражать премьеру, похоже, не грозят. Ведь Белоусов и Силуанов в данном случае фактически транслируют позицию президента. А вот политическое будущее самого Медведева, идущего вразрез с линией Путина, становится все более неопределенным. И хотя разногласия по поводу алгоритма реформы пенсионной системы к немедленной отставке главы правительства не приведут, повод не столь уж незначительный, чтобы разрушить правящий тандем, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Однако количество разногласий между Путиным и Медведевым постепенно увеличивается, и на определенном этапе они могут принять кумулятивный характер», – предупреждает политолог.
Белый дом давно не знал столь масштабных и столь открытых для общества конфликтов. Пример – публичные выговоры министрам за невыполнение майских президентских указов, чего не было даже при «технических премьерах» в первые сроки правления Путина. Прямое следствие выговоров – скандальная отставка главы Минрегиона Олега Говоруна. Теперь вот ведущие власти в тупик разногласия по пенсионным делам наглядно показывают неустойчивость существующей системы исполнительной власти. Неудивительно, что федеральное правительство пять месяцев спустя после формирования не воспринимается всерьез большей частью электората. И незаметно, чтобы что-то здесь менялось к лучшему. Во всяком случае, лично для Медведева.