Глава «Роснефти» Игорь Сечин ищет средства на масштабную покупку.
Фото с официального сайта правительства РФ
Стремление «Роснефти» скупить активы ТНК-ВР, раздираемой акционерами, обрастает слухами и подробностями. Купив половину ТНК-ВР, «Роснефть» войдет в топ-10 мировых углеводородных гигантов, сравняется по объемам добычи с ExxonMobil. Покупка же всех активов ТНК-ВР может оказаться неподъемной даже для такого госгиганта, как «Роснефть», которой придется искать источники новых кредитов.
«Роснефть» подала заявку на покупку доли в ТНК-ВР, предложив за нее 28 млрд. долл., часть из которых будет выплачена акциями российской компании. О таких условиях сделки и сообщили западные СМИ. По разным данным, сделка принесет BP от 15 млрд. до 20 млрд. долл. и 10–20% в «Роснефти». Ранее стало известно, что консорциум AAR, владеющий 50% акций ТНК-BP, не намерен делать BP предложения о выкупе ее доли в ТНК-ВР.
Главный управляющий директор консорциума Стэн Половец в минувший четверг отказался комментировать информацию о возможной сделке по акциям ТНК-BP между AAR и «Роснефтью».
В то же время совет директоров ВР единогласно утвердил продажу своей доли в ТНК-ВР «Роснефти», сообщили СМИ в субботу. За принадлежащие ей 50% ТНК-BP британская компания получит почти 13% акций «Роснефти» и около 17 млрд. долл. наличными – сообщают другие источники в Лондоне. Впрочем, в ВР и «Роснефти» эту информацию не комментировали.
Напомним, что «Роснефть» сделала предложение ВР о покупке ее доли в ТНК-ВР еще летом этого года. Британская компания решила выйти из ТНК-ВР из-за разногласий с консорциумом AAR (Alfa Group, Access, Renova). При этом – помимо «Роснефти» – AAR был единственным реальным претендентом на покупку доли.
Покупка госкомпанией «Роснефть» активов частной ТНК-ВР в обычном понимании является огосударствлением. Тем не менее в российском правительстве продолжают рассуждать о будущей приватизации – в том числе и о приватизации «Роснефти». Правительство РФ «сохраняет намерение проводить приватизацию крупнейшей нефтяной компании страны в 2013–2014 годах», – заявил 19 октября первый вице-премьер Игорь Шувалов после совещания по приватизации, которое провел глава правительства. «Мы рассматривали в том числе продажу акций «Роснефти» в будущем году, а также в 2014 году, и мы считаем, что, как только будет возможность, как будет лучшее время и возможность для размещения, он будет продан. Такая же позиция и менеджмента компании, и председателя правительства», – отметил Шувалов.
Часть интриги сделки «Роснефти» касается возможного выкупа доли AAR в ТНК-ВР. До сих пор нет ясности – согласится ли «Роснефть» на этот выкуп и на каких условиях. «Покупка «Роснефтью» доли AAR потребует привлечения дополнительного финансирования и может привести к существенному росту долговой нагрузки и пересмотру долгового рейтинга компании, – предупреждает аналитик агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг. – Еще одной проблемой является то, что столь масштабная консолидация в нефтегазовой отрасли приведет к обострению противостояния в правительстве, так как увеличение доли государства в секторе идет вразрез с планами по осуществлению обширной программы приватизации».
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что «Роснефть», вполне возможно, поглотит ТНК-ВР и целиком. Тем более что арифметика в этом вопросе – то есть простое сложение цифр – не поможет. «Можно говорить о какой угодно сумме, но реальный итог пока неизвестен. К тому же «Роснефть» для снижения цены покупки может использовать различные рычаги давления. Один из них – в Тюмени против ТНК-ВР есть иск на 3 миллиарда долларов», – напоминает эксперт. По его словам, для скупки активов ТНК-ВР «Роснефти» придется напрячь все силы. «Не исключено, что «Роснефти» понадобится помощь китайцев, которые уже не раз выручали компанию. Но китайская помощь будет далеко не безвозмездной», – предупреждает аналитик. Скорее всего взамен они получат «что-то очень приятное» для себя – либо новые долгосрочные контракты на поставку нефти, либо что-то еще…
Что же касается приватизации «Роснефти», о которой объявил Шувалов, то это, по мнению Крутихина, совершенно непонятная и странная история.