Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов надеется на приток капитала.
Фото ИТАР-ТАСС
Отток капитала из страны оказывается не проблемой, а настоящим благом. С таким необычным заявлением выступил замглавы российского Минфина Алексей Моисеев. По его словам, если бы не отток капитала, то российская экономика могла бы перегреться. Моисеев не первый замминистра, который предлагает позитивные и оптимистичные характеристики для убегающего капитала. Ранее другой замглавы Минфина Сергей Сторчак предлагал вообще прекратить разговоры об оттоке капитала и называть его «нормальной банковской практикой». Появление новой терминологии в Минфине эксперты рассматривают как попытку самооправдания чиновников.
В конце минувшей недели замглавы Минфина Алексей Моисеев выступил с сенсационным заявлением о том, что в сложившихся условиях для российской экономики отток капитала куда полезнее, чем приток, потому что в противном случае произошел бы перегрев. То есть в Минфине теперь уверены, что отток – это вовсе не отрицательное, а положительное явление. «Это некий балансирующий поток, он убирает с экономики ликвидность, которую экономика не может переварить. Это на первый взгляд плохо. Но что здесь плохо: факт, что деньги уходят, в отдельно взятом контексте. Но если посмотреть на ситуацию целиком, то при том состоянии развития российской экономики, которое есть, если бы эти деньги не уходили, был бы перегрев», – пояснил Алексей Моисеев.
По его словам, тема оттока капитала сейчас рассматривается несколько неправильно – в отрыве от таких факторов, как инвестиционный климат, уровень сбережений и инвестиций. Например, при более внимательном взгляде на экономику становится ясно, что с притоком иностранных инвестиций в РФ все не так уж плохо.
Алексей Моисеев, в частности, заметил, что в 2011 году уровень прямых иностранных инвестиций оказался самым высоким после исторического максимума, достигнутого в 2007 году. Отток же происходит прежде всего за счет российских инвесторов – это чаще всего отечественные компании нефинансового сектора, которые зарабатывают деньги и оставляют заработанные средства за рубежом, поясняет замминистра.
В то же время Минфин не отрицает, что для оздоровления российской экономики надо принимать какие-то меры. Какие именно это меры – написано в майском указе президента Владимира Путина, считает Моисеев: «Ответ на вопрос, что делать, очень простой. Надо выполнить майский указ президента по улучшению инвестиционного климата. Наиболее известен его пункт, что нужно повысить на 100 шагов рейтинг России до 20-го места в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В конечном итоге, когда будет другой инвестиционный климат, когда правительство справится со всеми поставленными задачами, тогда и у российских компаний появится желание оставлять капитал в стране».
Также в минувшую пятницу с оценками оттока капитала выступил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. По данным МЭР, в четвертом квартале 2012 года чистый отток капитала из РФ резко замедлится – вплоть до нулевого. Однако прогноз в целом на 2012 год ведомство пока не меняло. Сейчас чиновники говорят о 60–65 млрд. долл. по итогам 2012-го.
Примечательно, что Минфин не первый раз предлагает новый взгляд на бегство капитала. В конце сентября другой замглавы ведомства – Сергей Сторчак – потребовал прекратить разговоры об «оттоке капитала», ведь то, что мы наблюдаем, на самом деле обычное движение капиталов и нормальная банковская практика. «Я не вижу никаких признаков для того, чтобы начался вывод средств из Российской Федерации. То, что сплошь и рядом называют оттоком капитала, является возвратом средств по ранее полученным кредитам. Я не вижу никаких признаков бегства, идет нормальная банковская практика, – пояснял Сторчак. – Идет перевод денежных средств, и все. Выводится валютная выручка на Запад, корпорации размещают свои активы» (см. «НГ» от 21.09.12).
Замминистра финансов Алексей Моисеев не видит ничего страшного в бегстве капитала из страны. Фото ИТАР-ТАСС |
Центробанк, однако, словно не замечая позиции Минфина, продолжает оперировать привычными терминами. Так, замглавы ЦБ Алексей Улюкаев в конце сентября сообщил журналистам, что, согласно базовому прогнозу ЦБ, «в 2013 году еще останется незначительный отток капитала – около 10 миллиардов долларов, в 2014 году будет нейтральная ситуация – нулевое сальдо, а в 2015 году появится небольшой приток – примерно 15 миллиардов долларов» (см. «НГ» от 28.09.12).
Улюкаев также заметил, что базовый прогноз ЦБ совпадает с базовым прогнозом МЭР, который, в свою очередь, используется Минфином при расчете бюджета. В отношении 2012 года ЦБ озвучивает мрачные прогнозы. По итогам года он ожидает чистый отток капитала из РФ на уровне 60–65 млрд. долл. По итогам первых девяти месяцев 2012-го отток уже достиг почти 58 млрд. долл.
Независимые эксперты критически относятся к новациям Минфина. Судя по всему, Минфин демонстрирует ведомственную позицию самооправдания, считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Видимо, ощущая свою неспособность остановить отток, чиновники решили изменить саму риторику и убедить население и экспертов в том, что на самом деле в экономике РФ не происходит ничего страшного. Однако доводы о том, что если бы не было оттока, то случился бы перегрев, не выдерживают никакой критики, полагает эксперт.
Применительно к российской экономике с учетом ее уровня развития о перегреве можно было бы говорить лишь тогда, когда темпы роста были бы 10% в год и более. Но сейчас не только не наблюдается высокого роста экономики, но и, наоборот, можно говорить о том, что экономика тормозит. Ведь по итогам первого полугодия 2012-го рост ВВП РФ составил немногим более 4%, причем по итогам года ожидается еще меньше – максимум 3,5–3,7% роста, и это – согласно официальным прогнозам. О затухании экономического роста свидетельствует в том числе и замедление промышленного производства, добавляет Николаев. «Поэтому квалифицировать российскую экономику как перегретую нельзя», – делает вывод эксперт. И нет оснований называть отток компенсационным благом для нашей экономики.
Николаев отмечает, что ранее власти ни разу не называли отток капитала положительным явлением. Так, во время кризиса 2008 года, когда бегство капитала достигло колоссального объема, никто не испытал по этому поводу радости и не увидел в оттоке спасение от перегрева. Более того, когда до кризиса в страну капитал притекал, никто не расценивал это явление как отрицательное и не призывал срочно обеспечить отток. Так что последние заявления Минфина в каком-то смысле можно назвать ведомственным ноу-хау.
Эксперты полагают, что в данной ситуации надо не терминами жонглировать, а трезво оценивать причины оттока и искать способы исправить ситуацию. Причинами являются институциональная неподготовленность и неразвитость экономики, нерешенность многих ставших уже притчей во языцех российских проблем, связанных прежде всего с неблагоприятным инвестклиматом.