Фото Reuters
Почему итальянские инвесторы вкладывают деньги главным образом в энергетический сектор России, рассказал обозревателю «НГ» Николаю РЕМЧУКОВУ председатель совета директоров Concern General Invest Винченцо ТРАНИ.
– Какова структура итальянских инвестиций в России?
– В основном итальянцы инвестируют в российский энергетический сектор. Большинство покупают облигации «Газпрома». Инвесторы предпочитают известные компании, и в этом проблема. Они все время слышат про «Газпром» и поэтому чувствуют себя спокойно, покупая его бумаги. То есть они выбирают «Газпром» не потому, что серьезно анализировали рынок и считают его надежнее и эффективнее, чем, например, «Роснефть» или «Лукойл», а просто потому, что на сегодняшний день это самый известный бренд на данном рынке.
Итальянцы отдают предпочтение облигациям – в среднем инвестиционном портфеле их доля составляет 70%, и только 30% приходится на акции. Несмотря на небольшое население (57 млн. человек), Италия занимает пятое место в мире по объему частных сбережений. Инвестиции в страны БРИК составляют только 15% итальянских инвестиций, из них большая часть приходится на Китай. Итальянцы традиционно предпочитают собственные гособлигации, которые считают надежным и ликвидным инструментом; 75% итальянских гособлигаций принадлежат внутренним инвесторам. Тем более что сегодня из-за повышенного риска доходность по десятилетним гособлигациям составляет 5,05% (при 1,5 и 0,55% у гособлигаций Германии и Швейцарии соответственно).
– Каков объем итальянских инвестиций в России?
– На сегодняшний день официальные общие финансовые инвестиции из Италии в России составляют всего 2–2,5 млрд. евро. Реальные цифры посчитать весьма сложно, поскольку основной объем итальянских инвестиций идет через третьи страны, в первую очередь Швейцарию, Люксембург, Австрию. Это вызвано высоким итальянским налогом на прибыль (45–60%). Даже такие крупные российские банки «итальянского происхождения», как Юникредитбанк и «Интеза», принадлежат не напрямую итальянским UniCredit и Intesa Sanpaolo, а австрийской и люксембургской компаниям соответственно. Это похоже на ситуацию с русскими активами, многие из которых управляются через кипрские компании.
– Инвестируют ли россияне в Италии?
– Очень мало, и это в первую очередь недвижимость. В отличие от, скажем, Швейцарии здесь нет ограничений для иностранцев на ее приобретение. Напротив, владение недвижимостью серьезно облегчает процесс получения вида на жительство, а уже через пять лет можно оформить гражданство. Популярен сегодня и art-banking (финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство). Изредка встречаются вложения в сфере дистрибуции товаров, например, продуктов из нефти. Иностранных инвесторов тоже отпугивает итальянский налог на прибыль.
– Поскольку основным объектом инвестирования итальянцев в России являются облигации, значит ли это, что итальянский инвестор не принимает активного участия в управлении?
– Абсолютно. Здесь надо отметить, что итальянские инвесторы предпочитают долгосрочные вложения с невысоким уровнем риска и не участвуют в управлении компанией. И поэтому они не сталкиваются с такими негативными проявлениями российской реальности, как коррупция или бюрократизм. Хотя часто читают об этом. Поэтому одна из наших задач – переубедить итальянских инвесторов относительно реального положения дел в России. Эти явления есть, но они присутствуют и в других странах, и в самой Италии.
Читайте также:
Иностранных инвесторов в России не пугают уличные протесты, коррупция и бюрократия