Серьезные проблемы, с которыми сталкивается российская космическая отрасль, могут привести ее на грань финансовой катастрофы. По мнению экспертов российских инвестиционных компаний, крупнейшие предприятия ракетно-космической индустрии – РКК «Энергия» и ГКНПЦ им. Хруничева – обеспечивают собственное выживание и развитие за счет кредитных ресурсов, «совершенно не обеспеченных какими-либо доходами от международных проектов».
Главные финансовые ресурсы космических ведомств формируются, как известно, большей частью из госбюджета. Это позволяет лишь выплачивать зарплату работникам, неспешно вести проекты 10-, а то и 15-летней давности, да еще, пожалуй, платить за коммунальные расходы. Надежды на существенную финансовую подпитку от организации международного космического сотрудничества не оправдываются. За прошлые годы России, как сообщает Википедия, удалось системно заработать лишь на продаже американцам ракетного двигателя РД 180 ценой около 9 млн. долл., да и то первые партии изделия реализовывались за половину стоимости затрат на их изготовление. Нелишними стали также платежи НАСА за использование «Союзов» и «Прогрессов» для нужд МКС (сейчас доставка астронавта на МКС стоит 51 млн. долл.). Вот, похоже, и все.
Международный проект «Морской старт», столь хорошо начинавшийся, быстро обанкротился. «Энергия», ставшая его главным владельцем, так и не сумела обеспечить приемлемое количество запусков. Чтобы получить прибыль, как уже писала «НГ» (см. номер от 03.09.12), надо запускать четыре-пять ракет в год при стоимости одного пуска около 100 млн. долл.
По факту в 2011 году был осуществлен всего один запуск, в 2012 году – два. Кроме этого, руководство РКК обещает до конца 2013 года провести еще шесть пусков, но будут ли реализованы эти планы – большой вопрос. Пока имеются гарантии только на два пуска: один в конце нынешнего года, второй – в начале 2013 года. А дальше, судя по всему, «контрактная пустота» и финансовые потери до 1 млрд. долл.
Надо сказать, что генконструктор «Энергии» Виталий Лопота неоднократно заявлял, что у РКК есть уже твердые контракты и уверенные надежды на четыре-пять ежегодных запусков в 2013 и 2014 годах. Но это всего лишь надежды. Из советских конструкторов, судя по всему, получились неважные бизнесмены.
Однако для акционеров и кредиторов «российского космоса» печальнее всего то, что сложившуюся ситуацию уже не исправить, ведь длительность производственного цикла изготовления космических аппаратов – до трех, а ракет-носителей – более двух лет. То есть для запуска, например, в 2013 году обещаемых главой РКК четырех-пяти космических аппаратов материальная часть должна была изготавливаться при соответствующем финансировании начиная с 2010 года. А для выполнения озвученных им четырех-пяти ежегодных пусков сейчас в разной стадии готовности должны находиться более 10 комплектов ракет-носителей. Чего, конечно же, нет.
При этом, по имеющейся информации, для себя менеджеры «Энергии» давно скорректировали утвержденный американским судом по банкротствам план запусков (так называемый манифест запусков) до фактически достижимого. В июле 2012 года на заседании совета директоров Sea Launch AG (компании, отвечающей в проекте «Морской старт» за подписание контрактов с заказчиками), председателем которого является тот же Виталий Лопота, манифест запусков был скорректирован в сторону существенного уменьшения – в 2012 году осталось три запуска, а в 2013 году – и вовсе один вместо утвержденных судом по банкротствам четырех ежегодных.
Такая же история и с фактической возможностью изготовления материальной части. В соответствии с действующими контрактами (например, подписанным 18.09.12 дополнительным соглашением № 15/04-02 к дополнительному соглашению № 15 от 29.11.10 к Базовому подрядному соглашению на Заказ № 329 от 02.04.96), физически может быть изготовлена под проект «Морской старт» с запуском в 2013 году только одна ракета-носитель. При этом «Энергия» в существенно меньших объемах, но тем не менее продолжает изготавливать материальную часть под будущие запуски. И здесь заложниками становятся банки-кредиторы, финансирующие этот никому не нужный задел.
Для выхода из банкротства и проведения работ по проекту «Морской старт» ОАО «РКК «Энергия» набрало кредиты у банков на сумму более 250 млн. долл. – либо действуя напрямую, либо через свои «дочки» и «внучки», но под поручительство головного предприятия. Кредиты брались участвующими в проекте компаниями у РосЕвроБанка (45 млн. долл.), Международного банка экономического сотрудничества (IBEC, 12 млн. евро), АКБ «Город» (3,45 млн. долл.), ИКБ «РИА-банк» (4,0 млн. долл.), АИБ «Ипотека-Инвест» (2,75 млн. долл.), банка «Возрождение» (1,4 млрд. руб.), у Собинбанка (2,678 млрд. руб.) и других. Ставки по кредитам доходят до 10% и выше. Одно обслуживание (комиссии и проценты) этих кредитов, по данным «Парламентской газеты», съедает в год не менее 25 млн. долл. При этом срок погашения почти по всем кредитам приходится на 2012–2013 годы.
Плачевные результаты подобной деятельности красноречиво отражены в цифрах финансовой отчетности. По результатам аудиторской проверки, проведенной компанией PricewaterhouseCoopers AG от 29.06.12, деятельность по проекту «Морской старт» принесла по итогам 2011 года чистый убыток более 116 млн. долл. И это цифры девятимесячной давности. С тех пор ситуация только ухудшилась, и убытки продолжают расти.
Учитывая реальное положение с законтрактованными пусками и длительность производственного цикла, можно не сомневаться, что финансовые результаты по итогам 2012 и 2013 годов будут не лучше, чем в прошлом году. Более того, по всем данным, прогнозируемый чистый убыток деятельности по проекту «Морской старт» достигнет к концу 2013 года размера более 300 млн. долл. со всеми вытекающими последствиями как для самого проекта, который ждет неминуемое новое банкротство, так и для его основного акционера – заемщика и поручителя по банковским кредитам – ОАО «РКК «Энергия».
Кроме этого, на основании данных, содержащихся в том же отчете PricewaterhouseCoopers, проект «Морской старт» будет испытывать все возрастающий дефицит финансирования и потребует уже в 2013 году новые кредитные вливания в размере не менее 200 млн. долл. без учета средств для погашения действующих кредитов. А это еще один непосильный груз, тянущий проект на дно финансовой пропасти.
Единственным выходом для наших космических «генералов» из этого положения остается «набор» все новых и новых кредитов, причем, как правило, краткосрочных. С учетом того, что источника возврата кредитов внутри проекта нет, менеджмент постоянно занят поиском новых банков для перекредитования. А вот банкиры – что российские, что международные, – те вряд ли станут выдавать кредиты под пустые обещания. Да и Центробанк вряд ли допустит дальнейшее раздувание вот-вот готового лопнуть финансового пузыря.