Расчеты главы Минэкономразвития Андрея Белоусова близки к прогнозам иностранных коллег.
Фото ИТАР-ТАСС
Россия и Египет оказались самыми зависимыми странами от скачков мировых цен. Нам угрожает даже небольшое снижение нефтяных цен. Так, если нефть подешевеет на 10 долл., то дыра в российском бюджете удвоится и превысит триллион рублей. Такие выводы содержатся в новом отчете аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC). Египет также попал в похожий капкан мировых цен. Каир тратит около 10% ВВП страны на субсидии импорта продовольствия и других товаров. Такая зависимость экономики также грозит кризисом в случае ухудшения мировой конъюнктуры.
Даже небольшое снижение цены на нефть до конца этого года или в 2013 году может существенно замедлить экономическую активность и снизить уровень деловой уверенности в России. Такой вывод сделан в очередном обзоре мировой экономики, который опубликовала вчера аудиторская компания PricewaterhouseCoopers. Иностранные аудиторы напоминают, что выручка от продажи нефти формирует примерно половину поступлений в госбюджет.
При этом в шесть раз выросла цена нефти, при которой российский бюджет может свести концы с концами. Чтобы сбалансировать государственный бюджет в 2012 году, России необходима цена на нефть в 120 долл. за баррель. Тогда как в 2000 году госбюджет сводил концы с концами при цене нефти в 20 долл. Приводя эти данные, компания PwC ссылается на рассчеты рейтингового агенства Standard & Poor’s.
Если же цены на нефть снизятся на 10 долл. за баррель, то бюджетные доходы снизятся на 1% ВВП – пишут эксперты PwC.
Это означает, что в 2013 году дыра в бюджете может удвоиться, а запланированный дефицит в 521 млрд. руб. на самом деле может превысть 1 трлн. руб. Впрочем, PwC прогнозирует, что темпы роста ВВП в 2012–2014 годах составят 3,9, 4,2 и 3,8% соответственно. Для 2012–2013 годов этот прогноз иностраннных аудиторов выглядит даже более оптимистично, чем рассчеты Минэкономразвития. Как известно, ведомство Андрея Белоусова ожидет рост ВВП на уровне 3,5, 3,7 и 4,3% в 2012–2014 годах соответственно.
Если для России опасно снижение мировых цен на нефть, то Египет может пострадать от роста мировых цен на продовольствие, которые уже выросли на 6% в июле и скорее всего сохранятся на высоком уровне из-за плохого урожая в США и низкого уровня запасов. Этот прогноз вызывает особую озабоченность у стран с развивающейся экономикой, которые попали в так называемый капкан субсидий. «Египет в настоящий момент тратит около 10% ВВП на субсидирование импорта. Это больше, чем затраты Египта на здравоохранение. Однако попытки провести реформу существующей системы привели к всплеску социального недовольства», – отмечают эксперты PwC.
От колебаний мировых цен жители России могут пострадать так же, как и жители Египта. Фото Reuters |
Между тем российские экономисты уверены в высокой устойчивости отечественной экономики. «Экономика России в настоящее время является гораздо менее подверженной рискам колебания нефтяных цен по сравнению с докризисным периодом. Переход Банка России к более гибкому курсообразованию позволил значительно снизить влияние нефтяных шоков на экономику, которые теперь нивелируются колебаниями валютного курса рубля», – уверен аналитик Росбанка Владимир Цибанов. По его словам, низкий уровень безработицы и высокий уровень загрузки производственных мощностей свидетельствуют, что эти источники роста исчерпаны. Поэтому в ближайшие годы экономика России скорее всего будет расти с темпом не выше 3,5–4%.
«Если цены будут падать, то под давлением окажутся государственные расходы, а также валютный курс. Давление на валюту стимулирует рублевую инфляцию. Если ЦБ будет с ней бороться, то ему придется сжимать ликвидность в банковской сфере. Таким образом, давление на экономический рост будет усилено реакцией властей на сокращение нефтяных доходов и разгон инфляции. Это влияние было бы слабее, если бы на других рынках ситуация была более благоприятной или если бы ЦБ занимал мене консервативную позицию», – считает ведущий аналитик компании UFS Илья Балакирев.
«Падение цены на нефть – традиционный негативный фактор. Есть и косвенные последствия – ухудшение настроений деловых кругов и снижение доверия инвесторов. Однако многое будет зависеть от характера снижения цен. Если нефть стабилизируется, например, на уровне 100 долларов, то негативные последствия этого могут быстро сойти на нет», – рассуждает начальник информационно-аналитического отдела «Лайф Капитал» Валерий Пивень.