Каким будет паспорт россиян через пять лет – сегодня не знает никто.
Фото РИА Новости
С 2013 года в РФ стартует проект по внедрению универсальных электронных карт (УЭК), которые заменят россиянам все документы. Но, как выяснилось в конце недели, это будет лишь пилотная версия. Граждане получат новые карты на три года – пять лет. Затем Федеральная миграционная служба (ФМС) начнет выдавать населению вместо УЭК инновационный паспорт. Наблюдатели указывают на межведомственную борьбу за финансовый и административный контроль над «сладким проектом».
Примерно в 2015 году или чуть позже россияне могут получить от ФМС паспорта нового поколения, которые заменят пока еще не внедренную универсальную электронную карту.
О таких перспективах рассказал в конце прошлой недели в Сочи Алексей Попов – врио президента компании «УЭК», которая и занята внедрением универсальных электронных карт.
В соответствии с законом универсальные электронные карты можно использовать уже с 1 января 2013 года. И это – несмотря на то что 90% субъектов РФ не готовы к запуску проекта, о чем сообщило руководство оператора по выпуску универсальных карт – ОАО «УЭК». Основная проблема – неналаженность инфраструктуры для выпуска, обслуживания и выдачи карт, для обеспечения доступа к сервисам предоставления госуслуг.
Согласно планам правительства, вначале универсальная карта будет выдаваться во всех регионах гражданам, достигшим 14 лет, на основании их заявления, а потом – с 1 января 2014 года – ее должен получить каждый россиянин, если только он не написал заявление об отказе. Однако выясняется, что поголовное распространение таких карт – лишь обкатка технологий. На руках у россиян окажется не полноценный документ, который они получат на всю жизнь, а лишь его тестовая версия.
Напомним, внедрение УЭК предусмотрено Законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который был разработан Минэкономразвития. По мысли чиновников, эта новация должна значительно упростить жизнь россиян, ведь карта станет одновременно и документом, удостоверяющим личность, и полисом обязательного медицинского страхования, и страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования, и водительским удостоверением, и платежной банковской картой. Она поможет гражданам автоматизировать процедуры взаимодействия с государственными и коммерческими структурами. Затраты на реализацию столь амбициозного проекта Минэкономразвития оценивало в 135–165 млрд. руб. Позже идею универсальных карт поддержали и коммерческие банки, которые увидели в ней возможность для извлечения прибыли.
Между тем изначально проект УЭК должен был стартовать на год раньше – уже 1 января 2012 года. К июню 2011-го правительственная комиссия утвердила дизайн-макет карты. Но затем сроки внедрения УЭК «поплыли». Как пояснял в ноябре 2011 года замминистра связи и массовых коммуникаций Илья Массух, перенос связан с тем, что применение карты зависит от завершения перехода госструктур на технологию межведомственного взаимодействия при оказании электронных услуг. По его словам, если не отложить реализацию проекта, универсальная электронная карта в текущих условиях рискует стать исключительно платежным инструментом. С февраля 2012 года в нескольких регионах страны началось пилотное внедрение системы УЭК.
Правда сейчас ФМС совместно с Минкомсвязи разрабатывают новый проект по созданию еще более универсальных карт – речь идет о паспортах нового поколения. Это тоже будут пластиковые карты с чипом, на котором записана информация о гражданине, но более усовершенствованные с учетом опыта внедрения УЭК.
«Мы даем предложения в ФМС по комплексному законопроекту о паспорте нового образца гражданина РФ. В следующем году такой законопроект должен быть рассмотрен в установленном порядке и, надеюсь, принят, – рассказывает Алексей Попов. – И года через 3–5 УЭК трансформируется в ID, электронный паспорт и будет выдаваться через Федеральную миграционную службу. Если мы УЭК сейчас выпустим, то через три года – это как раз будет 2015 год. Это плановая замена карт, но замена уже с апробированной технологией. Мне как гражданину РФ честно не хотелось бы, чтобы я получил сырой, необкатанный документ в виде паспорта, который еще непонятно как будет использоваться. Лучше давайте мы сейчас на УЭК все пройдем, все обкатаем, чтобы к паспорту прийти со всеми обкатанными технологиями, в том числе с теми, которые касаются защиты данных и безопасности».
Попов также уточнил, что паспорта нового поколения не будут содержать банковские приложения, но будет предусмотрена платежная функция: «Там другое будет. Если есть идентификационное приложение, это и есть доступ к банковскому счету. Нам сейчас нужно очень серьезно проработать этот вопрос, чтобы при помощи ID-приложения вы фактически попадали к любому своему счету в российских банках. А если за рубежом, то MasterCard или Visa. Мы сейчас думаем над этим. Платежная функция будет обязательно. Нельзя сейчас сделать удобный инструмент, а потом его отобрать. Но мы думаем пойти, может быть, не в сторону платежной системы, а в сторону идентификации в платежной системе».
Другими словами, государственный проект, который и так имел сомнительные перспективы реализации из-за серьезных проблем с инфраструктурой, оказался еще и демонстрационной версией. Однако из региональных бюджетов на эту версию выделяются значительные суммы денег. К примеру, обеспечение жителей Нижегородской области универсальной картой обойдется областному бюджету в 1 млрд. руб. Остается только гадать, во сколько обойдется регионам инновационный паспорт, который придет на смену УЭК.
По мнению некоторых экспертов, реализация проекта УЭК с 1 января 2013 года – слишком оптимистичный вариант. «Боюсь, сроки реализации этой госпрограммы придется перенести. Сказывается неготовность многих регионов. Кроме того, до сих пор остается непонятным, как будет реализована платежная функция УЭК и как будут защищаться личные данные обладателей карт», – поясняет аналитик компании «Инвесткафе» Илья Раченков. На этом фоне вызывают сомнения и перспективы проекта по внедрению паспортов нового поколения.
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, в данном случае «мы имеем классический пример ведомственной борьбы с особо тяжкими последствиями» за финансовый и административный контроль над «сладким проектом». Ведь на УЭК и электронный паспорт будут выделяться большие деньги. А участие в проекте позволит тому или иному ведомству повысить свой административный статус. В истории с УЭК Делягин видит прямые параллели с проектом электронного правительства: «Из-за межведомственной борьбы у нас практически был завален проект электроного правительства. В первый раз начать реализовывать его должны были в 1997 году, во второй раз – в начале нулевых. И до сих пор он толком не реализован. Потому что ведомства не смогли договориться о разграничении полномочий».
«Инициатива ФМС формально правильна, потому что выпуск удостоверения личности – это дело бывших паспортных столов, которые перешли в ее ведение. Но, судя по всему, Минэкономразвития и другие структуры не захотели отдавать УЭК в чужие руки», – рассуждает эксперт. Поэтому на деле государственный проект становится недопроектом. Крайним же в этой истории окажется, как всегда, население, которое сначала могут заставить получить УЭК, а потом – паспорта нового поколения.