Большинство вкладчиков советских сберкасс так и не получили никакой компенсации за потерянные накопления.
Фото ╘ РИА Новости
Низкий государственный долг, которым так гордятся российские власти, оказался лишь хитростью отечественной статистики. Наши чиновники почему-то «забыли», что советские обязательства были официально в качестве долгов нынешнего правительства. На самом деле при более строгом подсчете госдолг РФ может оказаться выше 50–60% ВВП, а вовсе не 10% – как говорят президент и представители правительства. Одна из причин такой финансовой «забывчивости» состоит в том, что граждане не проявляют особой активности в истребовании советских долгов.
При подсчетах размера государственного долга в российском правительстве предпочитают не вспоминать обязательства, связанные с признанием советских долгов. Между тем законных оснований для такой «забывчивости» нет.
Еще в мае 1995 года был принят Закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ (73-ФЗ), где прямо указано, что «государство гарантирует восстановление и сохранность ценности денежных сбережений» на вкладах и в ценных бумагах СССР и РСФСР, которые были размещены до 1 января 1992 года. При этом все эти гарантированные сбережения граждан «являются государственным внутренним долгом РФ». А ценностью этого долга «признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения».
Впрочем, добиться от правительства полного возврата советских долгов россияне так и не смогли. За редким исключением владельцы сбережений довольствуются ежегодными компенсационными выплатами, которые делает российское правительство. И лишь единицы идут в суд и добиваются полного возврата своих советских накоплений. Однако иностранные экономисты воспринимают советские долги всерьез и даже анализируют вероятность дефолта РФ по этим долгам.
«Поскольку размер выплат по обязательствам бывшего СССР снизился, я бы не ожидал, что правительство столкнется с большими политическими сложностями при соотнесении выплат с ограничениями, которые накладывает бюджет», – цитирует агентство Bloomberg кредитного аналитика Standard&Poor’s Кая Штукенброка. «С точки зрения перспектив суверенных рейтингов мы не считаем, что правительство РФ может объявить дефолт по этим финансовым обязательствам», – говорит Штукенброк.
При этом агентство напоминает, что российский Минфин оценивал объем такого госдолга бывшего СССР в 25 трлн. руб. на начало 2011 года. А 25 трлн. руб. в 2011 году – это около 50% тогдашнего ВВП России. Правда, эта сумма почему-то не учитывается при подсчете совокупного показателя госдолга РФ. Не указана она и в проспекте размещения Россией евробондов на 7 млрд. долл. в этом году.
«Что касается государственного долга РФ, то он является минимальным среди государств «восьмерки», «двадцатки» и БРИКС. На 1 мая 2012 года госдолг России составляет 9,2% ВВП, в то время как у Германии – 81% от ВВП, во Франции – 86%, США – 104%», – написал Владимир Путин в статье накануне июньского саммита «двадцатки» в Мексике. При этом уточнений об исключении из расчетов обязательств в объеме 25 трлн. руб. сделано не было.
Эксперты «НГ» видят несколько причин такой «забывчивости» российских чиновников. «В случае признания задолженности в размере 25 триллионов рублей в качестве прямого долга показатели долговой нагрузки резко ухудшатся. Размер долга вырастет с 10 до 50% ВВП. Это может вызвать серьезный виток девальвации рубля и падение его покупательной способности», – считает начальник управления аналитики Росбанка Владимир Колычев. По его словам, у правительства РФ формально отсутствуют четкие параметры этой задолженности, а также сроки и объемы погашения. Именно поэтому прямая долговая нагрузка на бюджет фактически определяется самими властями.
«Если признать советские долги, то долговая нагрузка на бюджет приблизится к показателям многих европейских стран с долгом в размере 60–70% ВВП», – считает руководитель отдела бизнес-оценки «ФинЭкспертизы» Александр Дорофеев. При этом он напоминает, что закон о компенсациях был принят в 1995 году для успокоения общественности. «Сегодня же официально отменять этот закон нелегко, поскольку могут возникнуть многочисленные дискуссии и возмущения. Скорее всего эти обязательства так и останутся обязательствами, и со временем их номинальная стоимость будет падать, так как количество советских вкладчиков с каждым годом убывает из-за естественной смертности», – предполагает Дорофеев.
Почему же правительство дисциплинированно выплачивает долги только избранным кредиторам, а других просто игнорирует? Эксперты объясняют это особенностями поведения граждан. «Пиетет государства – или его отсутствие определяется давлением общественного мнения. Острота проблемы советских сбережений по сравнению с 90-ми снизилась. Кроме того, как показали политические события этой весны – часть населения не решается требовать от властей большего, чем они готовы дать, из страха потерять то малое, что им предлагают сейчас», – рассуждает председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис.
Впрочем, среди владельцев советских сбережений попадаются и настойчивые граждане. В конце августа 2012 года агентство Bloomberg сообщило, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге вынес решение о выплате пенсионеру Юрию Лобанову 37 150 евро в качестве компенсации за его облигации 1982 года. Решение о выплате 4300 евро по аналогичным бумагам было вынесено и в отношении Марии Андреевой.