Комиссар Евросоюза Карел де Гюхт недоволен торговой политикой России в рамках ВТО.
Фото Reuters
В течение ближайших двух лет Россия должна вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первый вице-премьер Игорь Шувалов уже видит Россию в этом элитарном клубе стран, на долю которых приходится до 60% объема мирового ВВП. Уже сам факт членства в ОЭСР должен дать сигнал о привлекательности инвестиций в российскую экономику. Пока с этим у РФ серьезные проблемы. Бизнес активно выводит капиталы из страны, вступление в ВТО привело к серьезным конфликтам с западными партнерами, которые грозят засудить Россию за излишний протекционизм.
России необходимо в кратчайшие сроки вступить в ОЭСР. Присоединение к ВТО стало для нашей страны ключевым этапом на этом пути. С таким заявлением выступил вчера Игорь Шувалов на панельной дискуссии владивостокского саммита АТЭС. «В ближайшие два года нам необходимо модифицировать или так изменить свое законодательство, чтобы оно отвечало лучшим стандартам государств, которые входят в ОЭСР», – подчеркнул первый вице-премьер.
Для этого необходимо обеспечить неуклонное соблюдение новых законов. Актуальность призыва в том, что в России законодательство очень часто с практикой «никак не совпадает». Результат – низкая инвестиционная привлекательность отечественной экономики, десятки миллиардов долларов, которые бизнес ежегодно выводит из страны. Изменение ситуации станет для инвесторов «лучшим сигналом», считает Шувалов.
Его оценкам можно доверять. С октября 2008 года именно он возглавляет правительственную комиссию по ВТО и вопросам взаимодействия с ОЭСР. К ВТО Россия присоединилась 22 августа – после почти 19 лет переговоров. Теперь на очереди покорение другой вершины – ОЭСР. Эта организация была создана в 1948 году под названием «Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла». В 1960-е годы состав и географические рамки ОЭСР существенно расширились. Сейчас в ее составе 34 государства, на долю которых приходится около 60% мирового ВВП.
ОЭСР занимается аналитикой, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам. Значительная часть деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству.
Первую попытку получить членский билет ОЭСР Россия предприняла в 1996 году, но получила отказ. Второй шанс появился в 2007 году, когда для участия переговоров о возможном расширении ОЭСР пригласила Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР. И вот сейчас ставится задача – к 2014 году завершить все процедуры и выйти в переговорах на финишную прямую.
Эксперты признают, что вступление в ОЭСР в значительной мере имеет политическую подоплеку. «Многие страны, входящие в эту организацию, являются членами НАТО или проводят стратегическое сотрудничество с США и ЕС в военном плане. Следует понимать, что России, вступая в ОЭСР, придется принять значительное количество обязательств, притом, весьма вероятно, и политического плана», – говорит аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков. Он не исключает, что, как и в случае с ВТО, вступление России в ОЭСР будут сопряжено с затяжными переговорами, в ходе которых сторонам придется согласовывать разнообразные уступки.
«Вступление в ОЭСР должно стать действительным признаком улучшения бизнес-климата в нашей стране, а также намерения властей модернизировать законодательство с целью снижения административного давления на экономику, борьбы с коррупцией и защиты конкуренции», – подчеркнул Раченков. При этом аналитик убежден, что нет резона форсировать переговоры с ОЭСР. Важнее отстоять свои интересы, оговорив максимально выгодные условия, на вступление в эту организацию.
Первые недели членства России в ВТО показывают, насколько все эти предостережения могут оказаться актуальными. Только что западные партнеры громко и публично обвинили Москву в излишнем протекционизме. Комиссар Евросоюза по торговле Карел де Гюхт потребовал от РФ соблюдать правила ВТО, пообещав пожаловаться за множество ограничительных практик, принятых Москвой против европейских производителей. В частности, речь о запрете ввоза животных из Европы, введение утилизационного сбора на импортные автомобили и ряд других протекционистских мер. Де Гюхт убежден в том, что Россия нарушает правила ВТО, оставляя свои рынки фактически закрытыми для конкурентов.
У российского бизнеса свои претензии к ВТО. Предприниматели не в восторге от новых реалий. «Например, многие производители сельскохозяйственной продукции не были заинтересованы во вступлении в ВТО. Высокая конкуренция, возникшая в результате прихода освобожденных от налогов иностранных производителей, чревата снижением спроса на продукцию российского агропрома», – отметил исполнительный директор компании ПСМ Андрей Медведев.
Кто-то уже называет происходящее между Россией и ЕС «холодной торговой войной». И правда, ответ европейцев на протекционизм российских властей не заставил себя долго ждать. Недавно Еврокомиссия объявила о начале антимонопольного расследования в отношении «Газпрома» по возможным случаям нарушения конкуренции. Российскую компанию подозревают в том, что она, предположительно, разделила рынки газа, тем самым затруднив свободные поставки в ЕС. Кроме того, «Газпрому» хотят предъявить счет за препятствование диверсификации поставок газа в Европу и установление несправедливых цен для своих клиентов.
Конфликт вышел на высший уровень. Вчера на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС-2012 ситуацию комментировал президент Владимир Путин. Он выразил сожаление о действиях Еврокомиссии по отношению к «Газпрому», однако не назвал это «торговой войной». «То, что делается в отношении «Газпрома», не новость. Объединенная Европа хочет сохранить политическое влияние и чтобы мы за это еще и немножко заплатили. Это неконструктивный подход», – сказал как отрезал Путин.