Глава МИДа Сергей Лавров и премьер РФ Дмитрий Медведев обсуждают международный имидж России.
Фото с официального сайта правительства РФ
Повышать инвестиционную привлекательность отечественной экономики на международной арене поручено Россотрудничеству. Премьер Дмитрий Медведев поставил такую задачу на вчерашнем совещании работников этой структуры, подчиненной МИДу. По мнению главы правительства, проблемы с привлечением инвестиций, их дефицит связаны с имиджем России, который остается малопривлекательным для западного бизнеса. Эти потери Медведев назвал «репутационными».
«Имидж страны имеет вполне прикладное, стоимостное значение – немало примеров, когда проекты с российским участием, даже такой знаковый проект, как «Северный поток», например, тормозились только потому, что их настороженно воспринимала общественность тех или иных государств», – заявил Дмитрий Медведев, выступая перед представителями Россотрудничества за рубежом. В подтверждение своих слов премьер сослался на экспертов, которые относят Россию к странам с высоким инвестиционным потенциалом, который пока не реализован.
«Приток иностранных инвестиций этому потенциалу не соответствует, и причины недоинвестирования связаны с имиджевыми и репутационными потерями, которые мы несем. Эти проблемы не нужно упрощать. Они существуют, и надо признать, что часть проблем коренится в нас самих», – подчеркнул глава правительства. В связи с этим Медведев говорил о повышении эффективности использования площадок Россотрудничества для презентации России и регионов.
Россотрудничество должно стать одним из ключевых инструментов так называемой мягкой силы, объяснил Медведев. По его словам, страны с сильными брендами «мягкой силы» привлекают больше прямых зарубежных инвестиций и технологий. «На основе анализа периода с 2005 по 2010 год Россия находится лишь на десятом месте по индексу «мягкой силы», – сказал премьер. А в первой «тройке» – США, Франция и Германия.
На «мягкую силу» Россотрудничества рассчитывает и президент Владимир Путин. Представительства этой структуры действуют в 70 странах и вносят существенный вклад в развитие отношений в культурной, научной, экономической и информационной областях – уверен глава государства. «Эта работа является важнейшей составляющей, реализуемой МИД России во взаимодействии с другими ведомствами внешнеполитической линии нашей страны», – отметил глава государства.
Отметим, что Медведев не первый раз ставит МИДу и подведомственным ему структурам чисто экономические задачи. Летом прошлого года, будучи президентом, он поручил министерству через посольства и торгпредства РФ оказать поддержку российским зерновым компаниям-экспортерам. «В отношении нашего присутствия на мировых рынках я дам поручения Министерству иностранных дел, чтобы они подключили посольства, торгпредства для возвращения на иностранные рынки. В этом и есть одна из задач наших дипломатических и торговых представительств – чтобы помогать нашему бизнесу», – сказал Медведев.
Эксперты признают, что сложности с привлечением иностранных инвестиций, с которыми сталкивается Россия, являются следствием не самого лучшего имиджа нашей страны. Высокая коррупция, административные барьеры, неблагоприятный криминальный фон – все это отпугивает западный бизнес. Потери исчисляются миллиардами долларов, недополученных российской экономикой инвестиций. Есть и другие причины. Претензии можно предъявить не только чиновникам, но и частному бизнесу. «Проблемы с привлечением инвестиций из-за репутационных потерь России, конечно, есть. Но вопрос значительно шире административных барьеров или несовершенного законодательства. Зачастую проекты, в которых предлагается поучаствовать иностранцам, недостаточно проработаны», – отметил гендиректор компании Naumen Кирилл Варламов. По его словам, провалы нередко происходят именно из-за неспособности менеджмента российских компаний демонстрировать потенциальным партнерам коммерческий потенциал новых проектов. Повышение качества работы частного бизнеса в этом направлении может в значительной степени улучшить имидж страны на международной арене, уверен Варламов.
Улучшать имидж России в мире надо в первую очередь внутри страны. В частности, развивая рыночные механизмы управления экономикой, например создавая благоприятные условия для конкуренции, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. В числе приоритетов должно быть совершенствование налогового администрирования, судебной системы, повышение производительности труда и качества госуправления.
Российская экономика должна стать привлекательной не только для западных, но и для своих инвесторов, которые активно выводят капиталы за рубеж. В августе замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач объявил об ухудшении прогноза по вывозу капитала из РФ по итогам текущего года – с 15–20 млрд. долл. до 50 млрд. долл. При этом только за первое полугодие из страны было вывезено более 43 млрд. долл. Такой объем несопоставим с самым высоким экономическим эффектом, которого мог бы теоретически добиться МИД и представительства Россотрудничества, улучшая имидж России за рубежом.
Имиджевые потери и продолжающийся отток капитала во многом объясняются высокими рисками и сложностями, с которыми сопряжены инвестиции в российскую экономику – считает управляющий партнер, адвокат юридической группы «Селютин и партнеры» Александр Селютин. «Проблемы законодательства, коррупция, бюрократия не только отпугивают инвесторов, но и способствуют выводу за рубеж российского капитала. Законодательство не предусматривает безопасных механизмов инвестирования, а многие крупные проекты зависят иногда от политической воли или усмотрения на местах. Улучшение предпринимательского климата пока только декларируется. Реальных перемен нет», – резюмировал юрист.