Космическая промышленность – один из немногих поводов для национальной гордости, оставшихся у России. Ее флагманом является ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королева» (РКК) – головное предприятие Роскосмоса, получающее около 40% российского космического бюджета. Однако в последние годы ошибки менеджмента породили серьезные экономические проблемы, которые ставят под сомнение сохранение позиций России в престижном пуле космических держав.
Финансово провальным стал многообещающий проект «Морской старт», предполагающий создание альтернативы наземным космодромам. Проект стартовал в 1995 году, когда американский «Боинг», российская РКК «Энергия», норвежский «Кварнер» и украинские «Южмаш» и КБ «Южное» решили объединить усилия для создания международной компании, предоставляющей услуги по коммерческому запуску тяжелых космических аппаратов. Первый пуск был удачно осуществлен в 1999 году. С тех пор проект «Морской старт» имеет солидную историю успешных пусков – 33 пуска, из них 31 удачный. Но наладить прибыльный бизнес не получилось. К 2009 году долг по проекту многократно превысил годовую выручку (в прессе назывались суммы до 1 млрд. долл.), и самостоятельно выправить ситуацию, судя по всему, менеджмент РКК не может. Мало того, умудрился разругаться с одним из партнеров – «Боингом», который подал на РКК иск о взыскании долга в сумме 112 млн. долл. Сходная задолженность имелась у РКК и перед компанией «Кварнер». Проект пришлось банкротить.
Однако после многомесячных переговоров в октябре 2010 году компания, осуществлявшая проект, вышла из процедуры банкротства в соответствии с принятым кредиторами и утвержденным американским судом планом реорганизации. План предусматривал появление нового инвестора, готового потратить более 140 млн. долл., большая часть из которых должна была пойти на расчеты с кредиторами. «Спасителем» потенциально выгодного проекта стала РКК, которая не только решила свои проблемы с «Боингом», но и сохранила золотой кадровый потенциал профессионалов-ракетчиков.
Это был смелый шаг. По расчетам экспертов, «Морской старт» дает прибыль при запуске более четырех ракет в год. Но набрать такое количество контрактов не получается. В 2011 году был осуществлен только один запуск, в 2012-м – два. До конца 2013 года есть надежда реализовать шесть контрактов. И все… Между тем финансовая дыра от каждого непроданного пуска – около 100 млн. долл. Закрывать ее придется из бюджета РКК или, говоря честнее, российских налогоплательщиков.
Правда, долговая яма пока не явная, а скрытая. Кредиты берутся на «дочек» и «внучек», за которых корпорация поручалась перед кредиторами. И официальной отчетности показывать эти долги РКК пока не спешит. В официальной отчетности РКК по российской системе бухгалтерского учета за 2011 год показана прибыль в сумме всего около 39 млн. долл. При этом за год отраженная кредиторская задолженность выросла более чем на треть – до 1 млрд. долл.
Но это лишь вершина айсберга. В скрытой же пока от акционеров части находятся: чистый убыток более 46 млн. долл., суммарная задолженность РКК (так как кредиты и займы получались в том или ином виде под ее поручительство) – более 300 млн. долл., финансовые претензии «Боинга» к РКК – 112 млн. долл. То есть уже по итогам 2011 года по консолидированной отчетности – а именно таковой она должна быть по международной системе финансовой отчетности – с учетом только проекта «Морской старт» деятельность РКК убыточна. Долги растут как снежный ком, а менеджмент РКК продолжает азартно строит нечто, напоминающее финансовую пирамиду, надеясь, что рано или поздно ему поможет государство ≈ не бросит же оно на произвол судьбы «флагман» и «гордость».
Государству принадлежит 38% акций РКК. Капитализация РКК «Энергии» сейчас составляет 4,8 млрд. руб., а в 2010 году превышала 13 млрд. Можно, конечно, искать, кто виноват. Но, если посмотреть структуру управления и внимательно покопаться в структуре акционерного капитала, можно найти много интересного. Например, уже более пяти лет всеми процессами в компании рулит единоличный руководитель – Виталий Лопота, президент и председатель правления РКК, а также член совета директоров РКК, председатель совета директоров ОАО «НПО «Энергомаш», к тому же председатель советов директоров упоминавшихся выше «дочек» и «внучек» РКК, участвующих в проекте «Морской старт».
Что же касается структуры собственности, то, согласно официальной отчетности, более 20% акций предприятия принадлежат самому предприятию (находится на балансе полностью подконтрольных ему 100-процентных дочерних фирм – ООО «ИК «Открытие» и ЗАО «ЗЭМ»), то есть фактически этими акциями управляет менеджмент РКК. Схема известна еще с 90-х под названием «закольцовка». В свое время государство потратило немало усилий на ликвидацию аналогичной схемы на АвтоВАЗе. Почему оно не проявляет интерес к такой же проблеме в РКК, непонятно. Ведь развитие космических технологий нынешний премьер, а ранее президент России Дмитрий Медведев объявил одним из национальных приоритетов.