Производство шин – одно из немногих направлений, которые готовы доверить западные концерны российским производителям.
Фото Trend/PhotoXPress.ru
Автомобильный рынок России демонстрирует уверенный рост. По итогам прошлого года россияне купили 2,7 млн. новых машин – почти на 40% превысив показатели 2010 года. В текущем году как минимум можно ожидать повторения этого рекорда. А за достижениями стоят проблемы. Иностранные концерны, создавшие сборочные производства, имеют обязательство локализовать выпуск комплектующих. Но продукция российских заводов не всегда соответствует требованиям качества, и они могут рассчитывать на поставку менее сложных автокомпонентов.
Вчера Ассоциация автомобильной промышленности Германии провела пресс-конференцию о перспективах расширения своего присутствия в России. Выступление главы ассоциации Клауса Бройнига было наполнено оптимизмом. Поводов достаточно – каждый пятый легковой автомобиль, зарегистрированный сегодня на территории РФ, немецкого происхождения. Германские автопроизводители в прошлом году нарастили экспорт на 61% – более 150 тыс. – машин. Не менее впечатляющих результатов добились заводы по сборке автомобилей, размещенные в России. На них в 2011 году выпущено 135 тыс. машин – рост на 73%. По итогам первого полугодия текущего года этот показатель составил 90 тыс. – прибавка в 63%. На треть увеличили экспорт в Россию и немецкие компании, выпускающие автомобильные комплектующие, – они занимают около 30% нашего рынка, который оценивается примерно в 35–40 млрд. долл. в год.
Впрочем, в деле локализации производства прогресс не столь очевиден. Бройниг с гордостью говорил о Центре управления качеством, созданном три года назад в Москве. Здесь обучают работать по немецким стандартам персонал 60 российских предприятий, производящих автокомпоненты. Для иностранных концернов это более чем актуально. В настоящее время в России изготовлением автокомплектующих занимаются около 2 тыс. производителей, которые в основном выпускают несложные узлы и детали. Но, по оценке экспертов, технологический уровень российской продукции отстает от западных лет на 30–40.
При этом качество российской продукции в основном остается удручающим. По статистике, в Европе средний показатель количества рекламаций на 1 тыс. машин составляет порядка 0,002, а в России 0,6 – в 300 раз больше. На качество сборки приходится лишь 15% претензий, остальные связаны с качеством комплектующих. В свете этого дают пробуксовку планы локализации ведущими западными компаниями производства автокомпонентов в России. По оценке экспертов, они пока в большей мере готовы делать ставку на организацию выпуска наименее сложных частей – бамперов, молдингов, пластиковых элементов интерьера и экстерьера, сидений, световых комплектов. На вчерашней пресс-конференции в качестве передового опыта прозвучал рассказ об успешном опыте создания небольшого завода, выпускающего для АвтоВАЗа электростеклоподъемники. Однако при ближайшем рассмотрении это все тот же режим промсборки – комплекты пока завозят из Германии. Так что российский автопром, похоже, не скоро избавится от отвертки, с которой ассоциируется подобная форма сотрудничества.
Опрошенные «НГ» эксперты считают, что задача локализации производства решается не без сложностей. Соглашений о создании заводов, работающих в режиме промсборки, заключено более полутора десятков, говорит заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей РФ Алексей Сереженкин. Среди них есть как «активные, так и полусонные». Обязательства, взятые западными автоконцернами по поэтапной локализации производства компонентов, в целом всеми выполняются. В противном случае они потеряют таможенные льготы. К продукции российских предприятий отношение неоднозначное. Иностранцы привыкли работать своими поставщиками. «Проблема локализации будет решаться ускоренными темпами после того, как объемы производства автомобилей на российских заводах будут по 350 тысяч в год. Тогда создание заводов, выпускающих автокомпоненты, станет экономически целесообразным», – подчеркнул Сереженкин.
«Мы прогнозируем резкое изменение структуры авторынка и рынка автокомпонентов России. Те мировые производители, которые открыли в нашей стране свои заводы, так и будут выпускать продукцию. Ведь на сегодня они обеспечивают спрос, который невыгодно, а иногда и невозможно заменять на импорт», – отметил гендиректор суперавтомаркета «Формула 91» Руслан Ермачков. Он не видит существенных причин снижения интереса к открытию и развитию производств в России и не ожидает негативных последствий для отечественного автопрома после вступления страны в ВТО.
Со своей стороны, менеджер по складским операциям и логистике запасных частей компании «Ивеко Руссия» Зарема Дашлакиева напомнила, что приход в Россию производителей автокомпонентов связан с серьезными инвестициями. «На фоне углубляющегося кризиса в Европе российский рынок рассматривается как перспективный, обладающий большим потенциалом, – считает она. – С учетом этого, возможно, иностранцы изменят свой подход и примут решение создать свои предприятия в России».