Руководству газового монополиста довольно скоро придется подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру.
Фото Reuters
Позиция «Газпрома», не желающего признать угрозу, которую несет развитие производства топлива из альтернативных источников, чуть ли не впервые оказалась под ударом со стороны официального ведомства. Минэкономразвития (МЭР) предупредило – у монополии могут возникнуть проблемы с продажами в Европе, так как в США скоро будут созданы необходимые мощности для экспорта дешевого сланцевого газа. Основные экспортные риски, как заявил замглавы МЭРа Андрей Клепач, придутся на 2014–2015 годы.
Согласно прогнозам МЭРа, средняя цена на газ упадет с нынешних 400 долл. за тысячу кубометров до 393 долл. в 2012 году и 366 долл. в 2015 году. Между тем предыдущий прогноз был более благоприятен – 439 долл. и 390 долл. соответственно.
«Есть риски существенной корректировки цены газа вниз, в том числе в связи с относительно невысоким спросом в Европе из-за стагнации и из-за конкуренции с альтернативными источниками, – заявил на днях Клепач. – Если раньше «Газпром» недооценивал ситуацию со сланцевым газом, то сейчас он очень серьезно к этому относится».
Кроме того, как сообщило вчера агентство «Финмаркет», свои опасения МЭР перечислило и в письме по итогам совещания с участием нескольких министерств. По мнению Минэкономразвития, в результате сланцевой революции в США и увеличения доли спотовых контрактов «Газпром» больше не сможет поддерживать высокие цены по своим долгосрочным контрактам. При этом выручка от поставок газа на экспорт формирует около 75% общей выручки компании. Судя по письму, которое оказалось в распоряжении агентства, к проблемам «Газпрома» на международном рынке прибавятся внутренние – рост внутренних цен на газ будет сопровождаться пропорциональным ростом налоговой нагрузки. Кроме того, доля поставок газа независимыми производителями на внутреннем российском рынке постоянно растет. В частности, по итогам 2011 года она выросла до 25%. При этом у самого «Газпрома» растут операционные и капитальные затраты.
В этой ситуации, по мнению МЭР, «Газпрому» нужно срочно повышать эффективность инвестиций, иначе монополия может стать неконкурентной как на международном, так и на внутреннем рынке. Для этого ведомство Андрея Белоусова предлагает создать комитеты по стратегии и инвестициям с участием чиновников при совете директоров концерна. При этом Минэкономразвития совместно с Минэнерго будут согласовывать инвестпрограммы «Газпрома» пообъектно, а затем утверждать отчет об их исполнении.
Сам концерн к угрозам со стороны сланцевого газа по-прежнему относится спокойно. Но полностью игнорировать растущие проблемы уже не может. Как сообщил вчера член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов, которого цитирует Reuters, достигнута договоренность с партнерами по гигантскому газовому проекту Штокман – Total и Statoil – об остановке его разработки из-за слишком высоких затрат. «Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе, – пояснил он. – У нас значительные запасы газа... Мы не должны принимать поспешные решения».
Между тем мнения опрошенных «НГ» экспертов по поводу сланцевой угрозы разделились. «Американский сжиженный природный газ (СПГ) не может быть дешевым по определению, так как себестоимость добычи сланцевого газа составляет около 150 долларов за тысячу кубометров, плюс затраты на сжижение, плюс транспортировка танкерами, плюс транспортировка по территории Европы, – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – В настоящее время обсуждаются проекты создания в США мощностей по сжижению газа для поставок СПГ в Японию и Корею, где газ стоит свыше 500 долларов за тысячу кубометров (самый высокий показатель в мире). Нынешние спотовые цены в Европе не могут обеспечить рентабельности поставок американского СПГ. Вряд ли европейские компании захотят разорвать долгосрочные контракты с «Газпромом» и заплатить ему неустойку, чтобы купить дорогой американский СПГ». При этом проекты по производству СПГ в Австралии, которые должны заработать после 2015 года, также ориентированы на азиатский рынок, и здесь будет сжижаться также очень дорогой метан угольных пластов, продолжает он. «Естественно, «Газпрому» нужно стремиться к снижению издержек и повышению конкурентоспособности. Однако вряд ли ему поможет в этом создание дополнительных комитетов, – полагает эксперт. – Инициатива МЭРа скорее всего объясняется тем, что это ведомство при поддержке премьера Дмитрия Медведева будет пытаться установить больший контроль над «Газпромом». Таким образом, речь идет о противостоянии разных групп в бюрократии, а не о попытке решить какие-то реальные проблемы».
В свою очередь, руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров считает опасения МЭР вполне оправданными. «Проблема не только в сланцевом газе, но и в активизации шельфовой добычи в различных регионах мира и развитии рынка СПГ. Во время кризиса многие проекты были заморожены, однако в принципе в ближайшие пять лет на рынок может поступить до 100 миллионов тонн СПГ, в том числе на европейском театре и в Юго-Восточной Азии, – говорит он. – Впрочем, само по себе создание комитетов проблему решить не может, хотя это распространенный административный механизм. Важно, на что будет ориентироваться комитет, на какие данные, оценки и прогнозы, и кто в него войдет».
Если ситуация в мировой экономике не изменится драматически, глобализация газового рынка будет идти за счет развития СПГ, и в таком случае «Газпрому» необходимо отказываться от борьбы за цену и переходить к борьбе за долю, то есть работать не «от маржи», а «от оборота», считает Александров. «Проблема в том, что это требует и изменения мышления в руководстве, и перестройки бизнес-модели компании. Кроме того, реализовать эту тактику за счет дорогих проектов на севере не получится – необходимо резко активизировать деятельность в рамках СП во всех регионах мира, пытаясь и перераспределить риски, и получить более короткое транспортное плечо», – резюмирует он.
Соруководитель аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг, со своей стороны, отмечает, что прогнозы по динамике добычи и потребления газа в США показывают, что уже к 2022 году страна сможет стать нетто-экспортером газа. Причем доля сланцевого газа в структуре добычи этого топлива будет расти и к тому времени составит порядка 40%. «Колоссальный размер и неэффективность инвестпрограмм «Газпрома» давно являются предметом обсуждения аналитиков. Высокие капитальные затраты в условиях ухудшающейся позиции компании в России и за рубежом негативно сказываются на инвестиционной привлекательности, и работа над этим действительно пойдет на пользу компании, – уверен он. – Однако в корне изменить ситуацию не удастся. По мере достижения равнодоходности внутреннего рынка газа независимые производители будут занимать все большую долю рынка как в России, так и в Европе. Вместе с этим наметилась тенденция к снижению цен на газ по контрактам «Газпрома» и большей привязки ее к спотовым ценам. В то же время государство намерено изымать сверхприбыль компании через высокие налоги».