Топливо дорожает и будет дорожать, несмотря на уговоры властей.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
На рынке автотоплива России сохраняется повышательный тренд. С начала года бензин подорожал в среднем на 1 руб., а к концу лета рост цен ускорился и только за прошлую неделю составил 0,4%. Если ситуация не изменится, то через два-три месяца самые ходовые марки бензина преодолеют психологический барьер в 30 руб., что негативно отразится на показателях среднегодовой инфляции.
Подорожание топлива может превратить автомобиль для большинства россиян из привычного средства передвижения в непозволительную роскошь. И эта перспектива не такая уж далекая. Обсуждавшие вчера тему «Цены на топливо: тренд на повышение?» эксперты пришли к неутешительному выводу: бензин будет дорожать, причем с опережением среднегодовой инфляции.
И уже к концу года рост может составить около 14%. В результате одна из самых востребованных потребителями марок высокооктанового бензина – Аи-95 – будет стоить порядка 32 руб. за литр.
Впрочем, в Минэнерго трагедии из происходящего на внутреннем топливном рынке не делают. Чиновники заверяют, что резкого повышения цен на бензин не будет. Ведомственный оптимизм базируется на том, что с начала года наблюдается последовательное увеличение производства и отгрузки на внутренний рынок нефтепродуктов. Что позволяет полностью удовлетворить спрос и создать запасы, которые полностью обеспечивают спрос и являются серьезным фактором, исключающим резкий рост цен на топливо в ближайшей перспективе.
«Неравновесного состояния российского рынка нефтепродуктов, дефицита и перебоев поставок топлива не прогнозируется», – заверил вчера начальник отдела генерации баз данных Российского энергетического агентства Сергей Ильин. По его словам, за первое полугодие рост цен на бензин и дизтопливо составил 9,7%. Самое дорогое топливо – на Дальнем Востоке, где практически нет НПЗ и бензин приходится завозить, причем иногда транспортное плечо достигает 12 тыс. км. В Москве цены на АЗС, впрочем, тоже кусаются. В среднем Аи-95 уже стоит 29,5 руб за литр. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша также ничего экстраординарного в происходящем не видит. Он напомнил, что бензин исправно дорожает из года в год. В среднем цены поднимаются в пределах среднегодовой инфляции. В прошлом году рост был больше – 14%, но это следствие повышения акцизов. В частности, 1 руб., включенный в стоимость литра топлива целевым образом для наполнения федерального дорожного фонда, оброс налогами и дал на выходе уже 1,5 руб. прибавки. В текущем году рост цен на АЗС скорее всего сохранится на прошлогоднем уровне, вновь превысив инфляцию, предположил Аркуша.
Со своей стороны, заведующий лабораторией прогнозирования ТЭКа Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев назвал ряд причин, предопределяющих перманентный рост цен на автомобильное топливо в стране. В их числе – низкий технологический уровень НПЗ и монополизация региональных рынков. Среди ограничительных факторов на первом месте ограниченная покупательная способность населения, на втором – cтремление правительства удержать ситуацию под контролем. Впрочем, и того и другого бывает недостаточно, чтобы не допустить резкого роста цен на бензин.
К концу года, не исключил Семикашев, Аи-95 может подорожать до 32 руб. за литр. Это значит, что цена Аи-92 также превысит 30 руб. за литр.
Топливо, безусловно, продолжит дорожать, поделился с коллегами своим видением проблемы директор Института экономики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ Виктор Колесник. И это окажет влияние на цены в ЖКХ и электроэнергетике. Рост цен на бензин по итогам года может составить 10–15%. Это – в среднем по стране, но в некоторых регионах топливо может подорожать более существенно.
То, что к осени темпы роста цен на АЗС ускорились, подтвердил и глава департамента стратегических исследований Российского энергетического агентства Алексей Курдин. По его данным, с 20 по 27 августа бензин в России подорожал на 0,4% против 0,2% неделей ранее. Оптовые цены на нефтепродукты повысились в два раза выше, чем розничные. Значит, резерв роста цен на топливо в ближайшие месяцы есть, сказал Курдин.
По мнению независимых экспертов, в России цена на бензин – это не механическая производная от соотношения спрос–предложение. В ценообразовании на топливо обычно задействован целый ряд факторов, и определить ключевой иногда бывает сложно. «Несмотря на то что причин для резкого роста стоимости топлива нет, факторов, исключающих это, тоже нет. Причиной резкого роста может послужить, к примеру, рост цен на нефть, а здесь детонатором может послужить политический фактор. Учитывая непростую ситуацию в Ближневосточном регионе, возможно все», – полагает гендиректор City Express Алексей Кичатов.
В августе произошел значительный рост цен на оптовом рынке топлива – порядка 2 руб. на литр дизельного. «Это позже скажется на розничном рынке и рынке коммерческого транспорта, – полагает гендиректор компании «Совтрансавтоэкспедиция» Леонид Шляпников. По его мнению, отложенный эффект по росту стоимости топлива в рознице ожидается в сентябре. А до конца года ожидается рост стоимости топлива до 15%. «Мы уже готовимся осенью вести переговоры с клиентами по генеральным контрактам, где обслуживаем значительные объемы перевозок и цены зафиксированы до конца года. По таким контрактам мы всегда применяем топливные индексы, то есть в случае роста цен более чем на 7–10% автоматически пересматривается тарифная ставка за километр пробега. На рынке европейских перевозок это традиционно отразится на росте тарифов», – подчеркнул Шляпников.