Дмитрий Медведев заставит региональных руководителей конкурировать в борьбе за бюджетные средства.
Фото с официального сайта правительства РФ
Работа над списком критериев оценки губернаторов продолжается семь лет. И еще недавно в этом списке значились сотни показателей. Вчера же глава Министерства регионального развития Олег Говорун заявил, что количество показателей скоро будет сокращено: вместо 74 останется 11. Возможно, федеральные чиновники не знали, что чем больше критериев, тем детальнее оценки, однако использовать их труднее. И имено поэтому они несколько лет расширяли список, а сейчас его же сокращают.
Говоря о распределении в текущем году субсидий субъектам РФ на региональные целевые программы жилищного строительства, глава правительства Дмитрий Медведев отметил, что в федеральном бюджете на это предусмотрено более 2,4 млрд. руб.
Он напомнил, что средства должны быть представлены на конкурсной основе, по итогам их рассмотрения эти деньги получат 26 регионов.
Между тем критерии оценки работы региональных властей, вновь будут пересмотрены – на этот раз в сторону сокращения. И результаты оценки могут повлиять на выделение средств. Выступая на заседании правительства, глава Минрегиона предложил почти в семь раз уменьшить количество показателей, на основании которых составляется комплексная оценка эффективности работы региональных властей. «Заложен принципиально новый подход, поддержанный подавляющим большинством регионов РФ, – пояснил Олег Говорун. – Существенно упрощается механизм расчета комплексной оценки. Вместо 74 показателей, которые используются в настоящее время, предлагается оставить базовых 11».
По его словам, эта инициатива сформулирована в виде проекта постановления президента РФ, в подготовке которого принимали участие Минрегион, администрация президента, аппарат правительства, руководители регионов и представители открытого правительства. Показатели, которые предложено оставить, охватывают результаты деятельности региональных властей в экономике, демографии, жилищном строительстве.
Между тем стоит напомнить, что список критериев для оценки качества работы губернаторов федеральные чиновники формируют уже более семи последних лет. За это время перечень критериев был увеличен с нескольких десятков до трех-четырех сотен, что сделало сами оценки губернаторов неадекватными и часто просто бессмысленными. После этого список критериев снова урезался (см. «НГ» от 11.07.12).
В частности, министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов отмечал, что сегодня существует 260 основных критериев оценки эффективности органов власти субъектов и еще 200 вспомогательных. Итого – 460. «Разговор об их сокращении идет уже два года, но надеюсь, что уже совсем скоро ситуация изменится, – отметил он в июле. – Мы предлагаем 12 критериев оценки: продолжительность жизни в субъекте; численность населения (в том числе миграция); естественная смертность; объем инвестиций в основной капитал (без учета бюджетных средств); объем услуг, предоставляемый предприятиями малого бизнеса и частными предпринимателями; объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта; уровень безработицы; реальные доходы населения; уровень введения нового жилья; доля выпускников, не сдавших ЕГЭ; оценка населением органов власти субъекта; расходы на содержание органов государственной власти и местного самоуправления субъекта РФ. Таким образом, Минрегион эти предложения даже немного перевыполнил.
Между тем опрошенные «НГ» эксперты к идее множественности критериев по-прежнему относятся неоднозначно. «Столь сильно сократить количество показателей – достаточно сложная работа, так как необходимо выбрать те, которые наиболее полно раскрывали бы итоги развития региона за период, и они должны быть одинаковы для всех, – отмечает аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. – При этом у нас многие регионы значительно различаются по структуре валового регионального продукта (ВРП), уровню доходов в бюджет и так далее, поэтому задача осложняется дополнительно».
Судя по тому, что предложение ведомства уже поддержано большинством регионов, изменения все же примут, и оцениваться работа уже будет по новым критериям, считает Сафонов. «На мой взгляд, введение новых показателей состоится в 2013 году», – полагает он.
Между тем ведущий аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев предупреждает, что не все так просто. «Изначальная идея была в том, чтобы создать интегральный показатель, по которому можно было бы, во-первых, адекватно оценивать, а во-вторых, сравнивать эффективность органов исполнительной власти различных регионов, – напоминает он. – Проблема в том, что у нас много регионов и они все очень разные сами по себе – это результат исторических, культурных, экономических процессов. В зависимости от того, как подобрать показатели и их веса, одни и те же регионы могут получать все более высокие показатели».
По мнению эксперта, вся «возня» происходит именно потому, что сами органы исполнительной власти регионов заинтересованы в получении не объективной, а только позитивной оценки своей работы.