Министры Денис Мантуров и Андрей Белоусов обсуждают кризисные сценарии.
Фото РИА Новости
Президент Владимир Путин считает, что Россия должна надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Под худшим понимается очередная волна кризиса, которая вот-вот накроет отечественную экономику. Министерства восприняли призыв президента буквально и начали обвинять друг друга в том, что их прогнозы недостаточно пессимистичны, а расчеты ошибочны. Вчера Минпромторг вслед за Минфином раскритиковал кризисные сценарии Минэкономразвития (МЭР) в части, которая касается промышленного производства и инвестиций в основной капитал.
Выступая вчера на встрече с региональными омбудсменами, президент Владимир Путин призвал надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. В мире сложилась сложная экономическая ситуация, отметил президент. И речь идет не только о проблемах Европы, но и о трудностях в США и Китае. «В Штатах – а это локомотив мировой экономики – все-таки ситуация внешне получше. Но макроэкономические показатели, что очень важно для устойчивости экономики, не лучше, чем в Европе. Там госдолг 104%», – отметил Путин. Китай – это крупнейший в мире потребитель, но темпы развития его экономики «немножко затормозились и упали».
Как рассказал вчера Путин, власти договорились зарезервировать на начало следующего года «достаточно приличную сумму, которая будет предусмотрена в бюджете 2013 года как оперативный резерв правительства, чтобы эффективно и энергично реагировать на кризисные явления в экономике, если они будут».
Министерства, похоже, буквально восприняли призыв президента готовиться к худшему. И начали соревноваться друг с другом в том, чей сценарий для российской экономики окажется пессимистичнее. Более того, похоже, что Минэкономразвития, расчеты которого пользовались в правительстве авторитетом, сдает свои позиции как ведомство, специализирующееся на экономических прогнозах и расчетах. Теперь компетенция его специалистов вызывает все больше сомнений не только у независимых экспертов, но и у непосредственных коллег в правительстве.
Напомним, в начале августа Минэкономразвития призвало правительство не надеяться на то, что Европа чудесным образом преодолеет свой долговой кризис и российскую экономику буря обойдет стороной. Ведомство Андрея Белоусова разработало несколько вариантов развития кризиса разной степени пессимистичности.
Наиболее мрачный сценарий предполагает падение нефтяных цен до 60 долл. за баррель к 2013 году. ВВП РФ в таких условиях в 2013 году упадет на 2,7%, промпроизводство – на 1,9%, доллар будет стоить почти 46 руб., инфляция разгонится до 12%, реальные доходы населения уменьшатся на 3,7%, инвестиции в основной капитал сократятся на 9,1%, отток капитала достигнет 80 млрд. долл.
Однако эти расчеты показались чиновникам недостаточно шокирующими. Напротив – другие ведомства обвинили Минэкономразвития в чрезмерном оптимизме. В середине этой недели Минфин сообщил, что разработанные в Минэкономразвития сценарии недостаточно пессимистичны. В частности, МЭР предполагает, что после кризисного падения в 2013 году российская экономика оправится от шоков уже в 2014 году. Минфин думает иначе: кризис будет более долгим и падение более глубоким, нет никаких оснований ожидать, что резкий спад сменится резким отскоком. Кроме того, Минфин назвал заниженными цифры по оттоку капитала, которые прогнозирует Минэкономразвития.
Вчера с похожей критикой выступил уже Минпромторг. В ведомстве Дениса Мантурова считают, что МЭР недооценивает масштабы экономического провала, который может случиться в случае удешевления нефти до 60 долл. за баррель. Из сообщений информагентств следует, что Минпромторг направил письмо в адрес аппарата правительства (копия письма есть в распоряжении «Финмаркета»), в котором перечислены куда более тревожные оценки перспектив российской экономики. Замглавы Минпромторга Алексей Рахманов указывает в своем отзыве на то, что при снижении ВВП на 2,7% промышленное производство упадет вовсе не на 1,9%, а на 4–5%. Инвестиции в основной капитал при тех же исходных данных сократятся уже не на 9,1%, а на 10–12%.
Минпромторг сомневается не только в этих индикаторах, но и в оценке динамики ВВП. МЭР в своем пессимистичном сценарии предполагает, что мировая экономика будет расти на 1,2% в год. Удешевление нефти до 60 долл. за баррель в таких условиях «невозможно без существенного снижения спроса на энергоносители, в том числе из-за тенденций изменения энергоемкости производства», – полагают в Минпромторге. Если учесть, какую роль играет нефть в экономике и бюджете РФ, то можно ожидать, что ВВП в таком случае не просто упадет, а обрушится. Минпромторг считает, что падение ВВП РФ на 2,7% – это слишком оптимистичный вариант.
Заметим, что ведомства и раньше могли озвучивать неодинаковые цифры. Однако обычно расхождения касались именно прогнозов, с которыми всегда можно поспорить. Пример – прогноз изменения цен на нефть. Нефть может подешеветь резко или плавно, сильно или незначительно. Учесть все факторы и предпосылки ценовых скачков невозможно. Однако сейчас речь идет не столько о прогнозах, сколько о расчетах конкретных сценариев с одинаковыми исходными данными. Ведь все ведомства опираются на одно и то же предположение, что нефть будет стоить 60 долл. за баррель. И при этом они получают абслютно разные результаты.
Над отечественным промышленным производством сгущаются тучи. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
Расхождения в оценках и прогнозах ведомств эксперты объяснили тем, что ведомства ставят перед собой неодинаковые цели. «Минэкономразвития фактически публикует нормативные прогнозы, то есть прогнозы, которые согласуются со стратегией промышленного развития. Даже пессимистичные сценарии уже учитывают потенциальные антикризисные мероприятия. Стратегия же всегда чуть более оптимистична, чем оказывается в реальности. И поэтому прогнозы Минэкономразвития не оправдываются. Минэкономразвития своими прогнозами дает ориентиры для всей экономики, к которым надо стремиться», – поясняет руководитель отдела бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев. У Минпромторга другие цели – сделать реалистичный прогноз того, что ждет экономику на самом деле и вопреки директивным ориентирам.
Директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев напоминает, что вопросы к достоверности расчетов МЭР возникали в правительстве и раньше: «Недаром примерно пять лет назад при Минфине был создан специальный департамент прогнозирования – своеобразное маленькое Минэкономразвития». Но, признает эксперт, сейчас споры явно активизировались и стали более публичными, чем раньше. По его мнению, это связано с тем, что накануне ожидаемого нового обвала ведомства – в частности, Минпромторг – решили подстелить себе соломку. «Если, допустим, Минпромторг солидаризируется с Минэкономразвития и ситуация окажется вдруг хуже его прогнозов, то промышленному ведомству припомнят просчеты, касающиеся промпроизводства. Сейчас каждый думает о своих шкурных интересах, о том, что если экономика войдет в острый период, то с него обязательно за это спросят», – пояснят Николаев.
Различия в оценках ведомств Николаев объяснил тем, что «Минпромторг учел одну простую вещь и сделал правильно»: «Учитывая структуру нашей экономики, трудно себе представить, что промпроизводство упадет меньше, чем ВВП». Также Минпромторг, судя по всему, учел и опыт кризиса 2008 года: «В 2009 году ВВП РФ упал на 7,8%, а промпроизводство на 9,3%, причем в отдельные месяцы, например в январе, производство падало более чем на 15%», – напоминает Николаев. По его мнению, оценки Минпромторга ближе к правде, но и они тоже слишком оптимистичны. «Если нефть действительно будет стоить 60 долларов за баррель, то и ВВП снизится более чем на 2,7%, и промпроизводство упадет в два раза сильнее, чем на 4–5%», – говорит Николаев.
«Падение цен на нефть до 60 долларов за баррель означает кризис, сравнимый по масштабам с 2008–2009 годами. Тогда цена нефти на очень короткое время опускалась даже до 40 долларов за баррель и в течение нескольких кварталов стоила 50 долларов за баррель. Российская экономика тогда упала более чем на 6%. В квартальном выражении снижение инвестиций достигало почти 20%, годовые темпы падения промпроизводства в середине 2009 года также исчислялись двузначными цифрами», – напоминает, в свою очередь, аналитик Allianz Investments Ариэл Черный.