Вице-премьер Ольга Голодец решительно взялась за пенсионную реформу.
Фото с официального сайта
правительства РФ
В Кремле и Белом доме достигнуто принципиальное согласие о ликвидации обязательных пенсионных накоплений – по крайней мере в их нынешнем виде. Об этом говорит довольно резкая критика существующей накопительной системы, с которой впервые выступил вчера глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов. По его словам, пенсионные накопления обесцениваются и не обещают увеличения пенсий для подавляющего большинства граждан.
«У граждан, имеющих накопительную часть, пенсионные права формируются вдвое меньшими темпами, чем по страховой части, а накопленные средства обесценились», – заявил в интервью РИА Новости глава ПФР Антон Дроздов. «Сравните: в 2004–2011 годах инфляция в РФ составила 215%, при этом индексация страховой части пенсии 337%, а доход от инвестирования пенсионных накоплений государственной управляющей компанией – 149%. Результаты инвестирования негосударственными пенсионными фондами (НПФ) в среднем чуть лучше – 159%, но все они ниже инфляции», – говорит Дроздов.
Примечательно, что о потерях денег в так называемой накопительной системе экономисты говорят уже не первый год. Однако открыто критиковать принудительные накопления чиновники до сих пор не решались. Более того, тот же ПФР до сих пор призывает граждан нести свои деньги в ту самую накопительную систему, в которой деньги теряют свою стоимость.
«Двадцать лет государство развивало добровольные форматы накоплений пенсий в НПФ. Сейчас пришла новый вице-премьер Ольга Голодец, которая в свое время работала в пенсионном фонде «Норникеля». И она решила, что все эти форматы за 20 лет не сложились, что нужно начать все заново и создать новую замечательную негосударственную накопительную пенсионную систему», – объяснил происходящее президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев в эфире радио «Эхо Москвы». Впрочем, о ликвидации уже сделанных накоплений речи не идет.
«Никто не говорит, что накопительный компонент необходимо «убивать», но его нужно развивать. Мы считаем, что его надо выводить в корпоративный или добровольный формат либо оптимизировать. Оптимизация как один из обсуждаемых вариантов – это снижение размера страхового тарифа на накопительную часть. Кроме того, есть предложение дать людям возможность сделать выбор: полностью перейти в солидарную систему или часть страховых взносов направлять в накопительный компонент», – объясняет Дроздов. При этом он указывает, что для граждан со средними зарплатами ожидать значимых прибавок к пенсиям с помощью накоплений в принципе не следует. «Около 75% работающих получают зарплату ниже средней по экономике. Для этих людей формирование накопительной части пенсии в обязательном порядке, как это происходит сейчас, не является значимым», – говорит глава ПФР.
Столь решительный поворот государства в пенсионной реформе обескуражил многих предпринимателей. При этом многие экономисты пытаются объяснить провал накопительных схем влиянием кризиса и слишком щедрым повышением текущих пенсий. «Хотя накопительная часть в результате управления выросла ниже, чем индексирована страховая, это все же реальные доходы. И не забывайте: у нас тут еще и кризис руку приложил. Если бы этого не было, то цифры были бы гораздо более сопоставимые», – говорит региональный управляющий «Лайф Капитал» Владимир Филяшин.
«Новая пенсионная система работает всего девять лет – из них три года в условиях самого тяжелого финансового кризиса за последние 70 лет. Нам говорят, что НПФ и управляющие компании (УК) немного зарабатывают для своих клиентов. Но давайте посмотрим, почему так происходит. УК по закону должны гарантировать сохранность взносов пенсионера на интервале в один год. Это самые жесткие условия во всем мире. Что и мешает нам зарабатывать деньги для будущих пенсионеров», – говорит гендиректор УК «Капиталъ» Вадим Сосков.
«На доходность НПФ серьезно повлиял финансовый кризис. В ситуации стабильно растущего фондового рынка принудительное формирование накопительной части пенсии еще можно было оправдать педагогическими соображениями, дабы приучить людей к этому новому формату накоплений. В нынешней ситуации было бы рационально сделать порядок формирования накопительной части пенсии абсолютно добровольным, перевести его в формат сугубо частных взаимоотношений граждан с НПФ», – говорит аналитик промышленно-консалтинговой группы «Развитие» Сергей Шандыбин.
Кроме мирового кризиса есть и другие объяснения отказа от накопительной системы. «Когда должны были начаться выплаты из накопительной системы, «вдруг» выяснилось, что за 10 лет реформы так и не была разработана система замещения выпадающих средств на накопительную часть по отношению к выплатам сегодняшним пенсионерам. Еще до 2002 года решался вопрос, за счет каких средств будет идти компенсация – из налогов, из бюджета или из Стабфонда. Но этот вопрос так и не решился… Сырость реформы была видна и раньше, но сейчас проблема встала более остро, поскольку на кону уже несколько триллионов рублей, которых не было в системе еще несколько лет назад», – объясняет ведущий инвестконсультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.
«Критические замечания в адрес обязательной накопительной части пенсионной системы – это лишь способ смягчить возможные последствия проведенной пенсионной реформы. Именно в 2012 и 2013 годах наступает период первых выплат накопленных средств», – соглашается руководитель департамента аудита «Уральский союз» Александр Миронов.
В качестве рецептов будущей реформы эксперты советуют расширить возможности инвестирования резервов. «Нужно расширить инвестиционные возможности управляющих компаний – ограничения сейчас таковы, что большие ресурсы они могут просто не переварить», – считает начальник отдела развития продуктов управления активами финансовой группы БКС Сергей Сулимов. «В нынешних условиях более эффективна распределительная система при сохранении накопительной части на добровольной основе и при условии увеличения инвестиций в рамках накопительной системы в реальную экономику», – отмечает главный экономист «Финам Менеджмент» Александр Осин.