Ценники на продукты питания скоро изменятся.
Фото Reuters
Вчера глава Росстата Александр Суринов рассказал, почему в России растут цены. Главными факторами, влияющими на инфляцию, оказываются сезонные колебания и чрезмерная монополизация экономики. Отдельный вклад в рост цен вносит государственная политика повышения тарифов и акцизов. Независимые эксперты считают, что к концу года цены на продукты питания увеличатся на 10–12%.
В Росстате ожидают дальнейшего роста инфляции. Как сообщил вчера на конференции в Москве глава Росстата Александр Суринов, повышение тарифов ЖКХ, которое произошло в этом году 1 июля, еще не полностью сказалось на потребительских ценах. «Прирост индекса потребительских цен за счет роста тарифов ЖКХ еще продолжится», – предупредил он. Среди главных инфляционных факторов глава Росстата назвал не только сезонные колебания, погодные аномалии, но и чрезмерную монополизацию экономики.
«Очень мощный фактор в любой экономике, и в нашей стране особенно – это монополия, – отметил Суринов. – Монополии есть как на национальном, так и на региональном и субрегиональном уровне. Вероятно, есть монополии и в какой-нибудь конкретной деревне. Это такая нехорошая штука в нашей экономике, ведь монополизация – это прежде всего возможность диктовать свою цену, от которой некуда деваться потребителям. Какие факторы в итоге победят – трудно сказать. Надеюсь, что государство больше не будет вмешиваться в экономику в плане повышения акцизов и тарифов. Все остальное – это рынок. И если говорить о продовольствии, то тут все будет зависеть от урожая, от того, как поведет себя сельское хозяйство у нас и в мире».
Глава Росстата попытался вчера объяснить населению, почему официальные показатели инфляции часто кажутся гражданам заниженными. Индекс потребительских цен – довольно сложный индикатор, «это среднее изменение цен на фиксированный набор товаров и услуг», сказал Суринов.
В Росстате признают, что не все товары учитываются в измерениях, потому что физически невозможно охватить весь потребительский рынок. Если гражданам кажется, что инфляция выше официальных цифр, то это скорее всего связано с субъективным восприятием и с тем, что конкретный потребитель покупает какой-то иной вид товара, который не учтен в индексе потребительских цен, а вовсе не с тем, что ведомство ошиблось при подсчетах.
Суринов сообщил, что с начала 2012 года по июль рост цен составил около 4,5%. Вклад продовольствия в этот показатель составляет 2,2%. А, например, вклад в него цен на лекарства исчисляется сотыми долями процента. Но цены на отдельные медикаменты могут расти на десятки процентов.
Один из примеров – валидол, который за последние полгода по неизвестным статистике причинам подорожал в 1,4 раза. И если конкретный потребитель вынужден покупать дорожающие лекарства, то его персональное восприятие инфляции будет отличаться от средних официальных показателей.
В Росстате привели примеры роста некоторых цен в первом полугодии 2012 года. «На овощи цены выросли почти в 1,8 раза. На картофель в 1,6 раза. На фрукты цены выросли на 9%, при этом, например, лимоны подорожали на 35%. Бензин подорожал на 1,5%. Городской транспорт на 4,7%, железнодорожный транспорт – на 24%, воздушный – на 14%, коммунальные услуги, прежде всего газ, – примерно на 14%, услуги связи на 1,6%, услуги образования примерно на 2%».
Согласно прогнозам Минэкономразвития, инфляция по итогам года не должна превысить 5–6%. Однако этот прогноз может быть поставлен под сомнение.
Так, в среду директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов сообщил журналистам, что продовольственная инфляция в России в 2012 году составит 9–11%. В первом полугодии 2012 года, по данным «СовЭкона», продовольственная инфляция составила 5,8%.
Тревожные сводки о ценах поступают и с мировых рынков.
Как сообщила вчера Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, цены на продукты питания в мире в июле выросли сразу на 6% после трехмесячного падения. Произошло это прежде всего за счет подорожания зерна. Как цитирует Интерфакс отчет организации, цены на кукурузу выросли в июле на 23% под давлением ухудшающихся прогнозов урожая в США из-за засухи; цены на пшеницу выросли на 19% на фоне снижения прогнозов по урожаю в России и ожиданий твердого спроса на пшеницу в качестве корма для животных из-за дефицита поставок кукурузы.
Эксперты «НГ» не сомневаются в подорожании продовольствия.
«В связи с неурожаем зерна осенью могут подорожать хлебобулочные изделия, ближе к зиме – мясная и молочная продукция. С ноября начнут дорожать овощи и фрукты, они всегда дорожают в это время, но из-за плохих погодных условий и проблем с урожаем они могут подорожать сильнее, чем обычно. Рост цен на продовольствие по итогам года будет около 10–12%, и это внесет существенный вклад в общую инфляцию», – говорит эксперт компании «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева.
Аналитики отмечают, что тенденция подорожания продовольствия уже заметна по закупочным ценам на муку и крупы. А это значит, что в дальнейшем можно ждать роста цен также на яйца, молоко, мясную продукцию. Хотя не исключено, что здесь сдерживающим фактором станет рост конкурентного давления со стороны зарубежных производителей из-за вступления России в ВТО.
«Для мяса коридор роста цен может составить до 10–15% в годовом выражении. Для молока и хлеба – до 5–10% в годовом выражении. Но для этой категории продуктов может быть задействован административный ресурс для ограничения роста цен», – предполагает аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин.
В то же время не все эксперты согласны с пессимистичными прогнозами о росте цен на продовольствие 9–10% к концу 2012 года. «Общий рост цен на продовольствие до конца года не превысит планку в 6,5%, – говорит гендиректор компании inFOLIO Research Group Олег Клепиков. – Наибольший скачок цен мы ожидаем на молочные продукты – до 11%. В первом квартале 2013 года возможен рост цен на говядину на 9–12%. Мука же, вокруг которой сейчас начинается нездоровый спекулятивный ажиотаж, подорожает в пределах 8–9%, хотя, повторюсь, объективно для этого пока нет предпосылок».