В Белом доме перетряхивают межведомственные структуры.
Фото Айгуль Юсуповой
В июле-августе премьер Дмитрий Медведев подписал ряд постановлений об упразднении различных правительственных комиссий. В настоящий момент их остается около 30, и это при том, что еще лет восемь назад в списке значилось больше двух сотен. Некоторые из комиссий и советов, ликвидированных за последние месяцы, решили поставленные перед ними задачи, а некоторые просто не оправдали возлагаемых на них надежд.
На днях стало известно, что правительство упразднило Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности. Соответствующее постановление 2 августа подписал Дмитрий Медведев. Этот фармацевтический совет был образован еще в октябре 2008 года. Формулировка необходимости упразднения этого совета выглядит стандартно – в связи с «решением правительства об оптимизации структуры координационных и совещательных органов». Процессы оптимизации численности комиссий и советов приняли необратимый характер в июле текущего года. Так, на заседании правительства 6 июля принято решение упразднить сразу четыре комиссии – конкурсную по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»; по вопросам развития металлургического комплекса; по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и по вопросам регионального развития.
А 26 июля премьер подписал постановление об упразднении правительственной Комиссии по регулированию алкогольного рынка. «Мы это сделали. Правительственная комиссия была создана для обеспечения подготовки нормативных правовых актов в этой сфере. Практически все нормативно-правовые акты были подготовлены, сейчас завершается процесс их принятия» – так прокомментировал журналистам состоявшееся решение вице-премьер Аркадий Дворкович.
Стоит отметить, что у независимых экспертов куда более критический взгляд на работу некоторых упраздненных правительственных комиссий. В частности, они отмечают проблемы, с которыми столкнулась Комиссия по вопросам развития металлургического комплекса страны. Она была создана в феврале 2009 года как координационный орган металлургии, горнодобывающего сектора и внутреннего рынка металлопродукции. Несмотря на делегирование значительных полномочий и мощный административный ресурс (комиссию возглавлял правая рука Владимира Путина – Игорь Сечин), этому органу так и не удалось добиться существенного увеличения инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение металлургии.
Напомним, что еще в апреле 2004 года кабинету министров был предложен на утверждение проект, предусматривающий упразднение 209 из 220 действовавших на тот момент правительственных комиссий. Но в итоге ликвидировали только 159. В настоящий момент правительственных комиссий насчитывается около трех десятков. Премьер и его первый заместитель Игорь Шувалов возглавляют по пять комиссий. Вице-премьеры Владислав Сурков и Аркадий Дворкович – по шесть комиссий, а главы министерств и ведомств, как правило, руководят какой-то одной комиссией.
Директор департамента стратегического развития ФБК Игорь Николаев назвал происходящие административные преобразования броуновским движением. Государство на самом деле не уходит из экономики, сокращая координационные, совещательные органы при правительстве. Им на смену появляются другие структуры, как это произошло с Комиссией по топливно-энергетическому комплексу, созданной недавно при президенте. Кроме того, возникает множество экспертных советов – отметил нынешнее поветрие Николаев. При этом он не исключает, что когда-нибудь комиссии снова войдут в моду. «Их создание – хорошая имитация деятельности. Этот пункт плана очень легко выполнить, чтобы потом отчитаться», – считает эксперт. Но на деле любая правительственная комиссия – далеко не самый работоспособный орган. Ведь подготавливаемые ей проекты документов в дальнейшем требуют визирования главами министерств и ведомств.
В свою очередь, председатель правления ИнСоРа Игорь Юргенс также сомневается, что государство выходит из экономики, избавляясь от разнообразных комиссий и советов. Им на смену приходят другие структуры, например, так называемое открытое правительство. Кроме того, появляются дублирующие органы в Кремле. «Надо дождаться осени и посмотреть пейзаж после битвы, чтобы понять – имитация ли активности то, чем сейчас занята власть, или за нынешними действиями стоит действительно что-то серьезное», – философски замечает Юргенс.