Руководство Министерства финансов предпочитает консервативные прогнозы роста доходов.
Фото Льва Исраеляна
Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) назвали чрезмерно пессимистичным среднесрочный прогноз Минфина по доходам бюджетной системы вследствие резкого и продолжительного снижения мировых цен на нефть. Ошибочными они считают и предложения ограничить общий объем госрасходов. В кризис российской экономике придется выдержать серьезные испытания, признают эксперты. Однако потери не будут иметь таких катастрофических последствий, если ситуация будет развиваться по сценарию, прописанному в «Стратегии-2020».
Авторы доклада ВШЭ «Об основных направлениях бюджетной политики на 2013–2015 годы», в числе которых директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, поставили под сомнение точность прогнозов Минфина, которые, в частности, предполагают сокращение доходной части бюджета с 38,9% ВВП в 2011 году до 36,2% ВВП в 2015-м. Такая оценка, связанная с ожидаемым падением нефтегазовых поступлений в результате снижения прогнозной цены нефти, экспертами названа чрезмерно пессимистической. При доработке «Стратегии-2020» брали за основу консервативный сценарий со снижением цен на нефть, но снижение бюджетных доходов при этом получалось более умеренным (до 37% ВВП к 2015 году).
Выпадение нефтегазовых поступлений в сценарии «Стратегии-2020» частично компенсировалось расширением доходной базы региональных бюджетов – за счет акцизов, налогов на имущество, роста собираемости основных налогов. Что касается используемого в расчетах Минфина курса рубля к доллару (29,7 руб. за 1 долл. в 2013 году и 31,5 руб. в 2015-м) уже не соответствует реально складывающейся тенденции, говорится в докладе ВШЭ. Между тем слабый рубль способен поддержать экономику в сложный момент. «Трудно предположить, что в условиях заложенного в прогноз снижения цен на нефть по сравнению с текущими уровнями рубль начнет укрепляться, скорее наоборот. А более слабый рубль позволит бюджету получить дополнительные нефтегазовые доходы. Таким образом, прогноз доходов бюджетной системы выглядит чрезмерно пессимистическим», – резюмируют критики Минфина.
«Стратегия-2020» допускала сохранение до 2015 года небольшого бюджетного дефицита. Однако Минфин ставит целью обеспечить бездефицитный бюджет к 2015 году. «Одновременно с пессимистичной оценкой доходов это накладывает излишние ограничения на общий объем расходов бюджетной системы», – констатируют эксперты ВШЭ. В отличие от «Стратегии-2020», предполагавшей сохранение расходов до 2015 года на уровне 37–38% ВВП, по версии Минфина, в течение ближайших трех лет произойдет их снижение до 35,9% ВВП. При этом изменятся приоритеты. В частности, рост расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность запланирован на 2013 год, а вот финансирование образования и здравоохранения будет недостаточным, сократятся и госрасходы на дорожное хозяйство.
Если эксперты ВШЭ, участвовавшие в доработке «Стратегии-2020», не без горечи отмечают смену приоритетов бюджетной политики, то Международный валютный фонд (МВФ) солидарен с основными выводами российского Минфина. Западные аналитики призывают руководство России применить на период кризиса и падения цен на нефть как жесткий бюджет, так и жесткую денежно-кредитную политику. Тем самым защититься от риска перегрева экономики и снизить инфляцию, говорится в заявлении МВФ, опубликованном 2 августа.
По сообщению Reuters, это заявление появилось после заседания исполнительного совета МВФ, обсуждавшего результаты ежегодного совещания фонда и российского правительства. Директора МВФ рекомендовали Москве «путь амбициозной бюджетной консолидации, чтобы снизить давление перегрева и уязвимость», а также постепенное дальнейшее ужесточение монетарной политики, чтобы «сохранить базовое давление и зафиксировать ожидания».
МВФ неоднократно предупреждал, что российской экономике угрожает перегрев. Причины – спрос растет быстрее, чем потенциальное производство, что оборачивается ускорением инфляции. Также отмечалось, что, хотя ненефтяной дефицит бюджета уменьшился до 9,8% ВВП в 2011 году с 12,7% в 2010-м, в 2012 году он вырастет примерно на 1%.
К достижениям МВФ отнес введение новых бюджетных правил, согласно которым госрасходы России будут рассчитываться на основании стоимости нефти в долгосрочной перспективе. Кроме того, есть «пространство для дальнейших улучшений, которые позволят эффективно восстанавливать Резервный фонд», созданный как раз для защиты бюджета от падения цен на нефть. Сейчас объем Резервного фонда составляет примерно 60 млрд. долл. (3,2% ВВП), в то время как в 2008 году этот показатель достигал 143 млрд. долл.
Среди независимых экспертов есть не только критики Минфина, но и его сторонники. Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс признался «НГ», что лично ему ближе выводы Минфина. Хотя бы на том основании, что он знает институты и специалистов, которые работали над основными направлениями бюджетной политики на 2013–2015 годы. «Эта оценка более трезвая, причем она сделана после создания «Стратегии-2020», – подчеркнул Юргенс. Он убежден, что в данном случае пессимистический сценарий Минфина оправдан: страна, которой угрожает кризис, должна максимально сберегать госфинансы и не тратить лишнего. А рецессия в Евросоюзе Россию стороной едва ли обойдет, подчеркивает Юргенс.