Премьер-министр добавил энергетики программе нефтяников.
Фото РИА Новости
Сохранение Россией позиций крупнейшего поставщика нефти и газа сегодня связывают с разработкой месторождений на континентальном шельфе. С этой целью разработана долгосрочная, рассчитанная до 2030 года программа геологоразведки и добычи минеральных ресурсов. Однако она может оказаться бесполезной, считает Дмитрий Медведев, если в обозримом будущем произойдет революция в энергетике, и тогда российское углеводородное сырье окажется никому не нужным.
Планы освоения минеральных ресурсов континентального шельфа премьер-министр в ходе вчерашнего заседания правительства назвал стратегическими. По оценкам экспертов, здесь сосредоточено до 25% мировых запасов углеводородов. Однако этот огромный потенциал пока не используется. Не оценена его структура, не просчитана сырьевая база. Освоение сдерживает неразвитость инфраструктуры и социальной базы, отсутствие источников финансирования проектов, перечислил главные проблемы премьер. Выход Медведев видит в широком использовании возможностей государственно-частного партнерства, продвижении современных инвестпроектов.
Премьер назвал рубежи, которые при благоприятном раскладе могут быть достигнуты к 2030 году. Ежегодная добыча нефти на континентальном шельфе вырастет с 13 млн. до 66,3 млн. тонн. Объемы добычи природного газа составят 330 млрд. куб. м (сейчас – 57 млрд.). Экономический эффект прогнозируется на уровне, превышающем 9 трлн. руб.
Со своей стороны, глава Минприроды Сергей Донской уточнил, что месторождения углеводородов на шельфе Арктики и дальневосточных морей могут содержать до 150 млрд. тонн условного топлива. К основным задачам документа министр отнес детализацию оценки и структуры сырьевой базы, которая будет достигнута за счет повышения степени геологической изученности континентального шельфа и формирования промышленной и социальной инфраструктуры.
Благостный настрой Донского испортил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, который привел обескураживающие данные: за 18 лет реализации затратной программы прирост добычи углеводородов ограничится 10%. Вдобавок ко всему, предупредил министр, у иностранных инвесторов не появится стимулов финансировать в геологоразведку, поскольку, открыв новые месторождения, иностранцам придется идти на поклон к «Газпрому» и «Роснефти», без участия которых добывать нефть и газ они не имеют права.
На защиту программы грудью стал вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве ТЭК. По его мнению, проект программы находится в достаточной степени готовности и может быть оперативно доработан. Сделать это за два-три месяца ему и поручил Медведев. Премьер убежден, что следует поторопиться. «Работать надо непременно сегодня, сейчас, а не в 2030 году. Тем более что мы с вами знаем: конкуренты и те, кто вообще занимается шельфом в мире, работают гораздо быстрее нас, поэтому надо действовать. И вообще надо помнить, что каждые 50–70 лет в мире происходит энергетическая революция, и еще неизвестно, где через соответствующий период времени мы окажемся с нашими углеводородами. Будем ли мы кому-то интересны…» – сказал он.
Партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что у этой программы есть как сильные, так и слабые стороны. К положительным моментам эксперт отнес предложения разработчиков изменить действующее законодательство с целью допустить к геологоразведке запасов углеводородов на континентальном шельфе новых участников. Сейчас их круг ограничен фактически двумя госкомпаниями – «Газпромом» и «Роснефтью». «Программа призвана изменить ситуацию. Проблема в том, что менять законы, насколько мне известно, никто не собирается», – подчеркнул Крутихин.
К слабым сторонам программы эксперт отнес высокую себестоимость добычи нефти и газа на месторождениях Штокмана или Ямала. Сырье может оказаться таким дорогим, что по такой цене его невозможно будет продать в Европе. В мире есть достаточно компаний, готовых предложить тот же газ в два-три раза дешевле, чем его реализует «Газпром».