0
3513
Газета Экономика Интернет-версия

02.08.2012 00:00:00

Государство хочет капитально сэкономить

Тэги: дом, недвижимость, ремонт


дом, недвижимость, ремонт Около 60% жилищного фонда страны нуждается в капитальном ремонте.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Власти надеются как можно скорее принять выгодный для федерального бюджета закон о капремонте многоквартирных домов. Рассмотрение Госдумой во втором чтении данного законопроекта по инициативе ряда депутатов и при поддержке премьера Дмитрия Медведева отложено до осени. Однако премьер призывает не затягивать с его принятием. При этом, как утверждают основные оппоненты законопроекта, судя по всему, и в переработанной версии документа будет сохранена главная и самая спорная идея, суть которой в том, что один собственник будет платить за другого, а федеральный бюджет при этом останется в стороне. Спешка чиновников неудивительна, ведь речь идет о капремонте 60% жилищного фонда и о триллионах рублей.

Российские власти не теряют надежду на то, что у них получится переложить бремя в виде оплаты капитального ремонта жилья с федерального бюджета на владельцев квартир. С одной стороны, дальнейшее рассмотрение резонансного закона о капремонте многоквартирных домов отложено до осени, и правительство призвало законотворцев в ходе обсуждений сгладить острые углы законопроекта. Но с другой – у наблюдателей создается впечатление, что на самом деле законотворцы не намерены отказываться от основополагающей и наиболее спорной идеи создания «общего котла», когда один собственник платит за другого, а федеральный бюджет как бы ни при чем.

Напомним, в апреле этого года в Госдуму группой депутатов и сенаторов во главе с зампредом комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Еленой Николаевой был внесен законопроект, который предусматривает создание в стране особой системы финансирования капремонта жилья. Куратором законопроекта стал вице-премьер Дмитрий Козак. Госдума приняла законопроект в первом чтении 8 июня.

Согласно проекту, основное бремя финансирования капремонта многоквартирных домов должно лечь на самих собственников квартир. Частично это бремя возьмут на себя также местные бюджеты. На сегодняшний день доля участия жильцов в оплате капремонта составляет около 5% его стоимости. Если законопроект будет принят, тогда эта доля вырастет как минимум до двух третей стоимости. Причем, если учесть довольно тяжелую ситуацию с финансированием каких бы то ни было программ в дотационных регионах, не исключено, что на владельцев квартир возложат и все 100% стоимости ремонта. Стоит добавить, что речь идет об обязательных ежемесячных взносах, которые тут же значительно увеличат расходы семей на ЖКХ. Так, по оценке руководителя правовой и налоговой практики компании «ФинЭкспертиза» Нины Козловой, «к примеру, собственник, чья доля в общей площади равна 50 квадратным метрам в доме 2005 года постройки, платил бы от 150 до 450 рублей в зависимости от региона».

Ситуация усугубляется тем, что гражданам фактически придется платить за ремонт не собственного дома, а чужого – находящегося в более ветхом состоянии. Будет создан своеобразный «общий котел» – фонд капремонта, в котором будут аккумулироваться средства граждан. Доступ к этим средствам получат регионы, очередность ремонта домов будут определять не граждане, а чиновники.

Причем, как заметила в беседе с «НГ» оппонент авторов данной законодательной инициативы – председатель комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, согласно законопроекту, в первую очередь будут ремонтироваться «те дома, перед которыми у государства есть обязательства по старому ремонту»: «Это значит, что в дотационных регионах, у которых нет денег ни на уровне субъекта, ни на уровне муниципалитета, такой ремонт будет производиться исключительно за счет средств собственников». На их плечи государство переложит свои обязательства. Вызывает много вопросов и ситуация с только что построенными домами, которым капремонт пока не требуется. Судя по всему, жильцы и таких домов должны будут взять на себя финансирование капремонта чужого ветхого жилья.

По сообщениям прессы, данный законопроект поддерживали Фонд содействия реформированию ЖКХ и Минрегион. Его главным плюсом они считали налаживание в стране долгосрочной и гарантированной системы финансирования капремонта.

Спешка с принятием закона в принципе неудивительна. В частности, как сообщали информ-

агентства, по оценкам специалистов Фонда содействия реформированию ЖКХ, к 2020 году более 60% многоквартирных домов будут нуждаться в капитальном ремонте. Речь идет о 1,7 млрд. кв. м жилья из 2,8 млрд. кв. м. При стоимости капитального ремонта 3,1 тыс. руб. за 1 кв. м сумма, необходимая на капремонт многоквартирных домов, составит свыше 5 трлн. руб.

Ожидалось, что уже в 2013 году закон начнет действовать. Но прописанные в проекте нормы вызвали целый шквал критики, что вынудило правительство призвать законотворцев пересмотреть некоторые пункты и сгладить острые углы. Критики законопроекта заручились поддержкой премьера Дмитрия Медведева, который одобрил их призыв продлить работу над спорным документом. Однако чуть позже премьер все же обратил внимание на то, что и затягивать с принятием закона тоже не стоит.

По словам Хованской, планируется, что законопроект будет дорабатываться до сентября и в октябре будет внесен в ГД для второго чтения. По ее словам, необходимо кардинально изменить первоначальную концепцию. Однако, как замечает Хованская, по отдельным репликам руководства Фонда ЖКХ и по обсуждениям, проходящим на экспертном совете, у нее создалось впечатление, что инициаторы законопроекта снова пытаются протянуть и продавить идею «общего котла». Они активно ее пропагандируют в качестве эффективного решения проблем, связанных с капитальным ремонтом.

По словам Хованской, законотворцы утверждают, что данный законопроект носит рамочный характер и что многое останется на откуп регионам. Однако она уверена, что это не мешает «прописать дополнительно несколько разных вариантов финансирования капремонта: с участием федерального уровня и субъектов Федерации, с использованием кредитной схемы, с гарантиями сохранности средств, с предоставлением субсидий и т.д.». Для этого правительству надо подготовить соответствующие поручения. «Хотя, конечно, это уже будет непростое решение. Над ним придется поработать», – говорит Хованская.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
941
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1166
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1067
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1059

Другие новости