Третьи в мире по величине золотовалютные резервы – одно из конкурентных преимуществ России.
Фото Reuters
Казалось бы, что общего между вступлением в силу 3 августа 2012 года федерального закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Маракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года», которым оформляется членство России в ВТО, и улучшением двусторонних отношений Европы и России? Однако эксперты уверены, что этот факт будет иметь далеко идущие последствия не только для включения России в глобальную экономику, но и для дальнейшей судьбы страны.
С точки зрения иностранных инвесторов, вступление России в ВТО должно дать нашей стране толчок на пути реформирования экономики и ее превращения из поставщика ресурсов в настоящую промышленно развитую державу. Райнер Зеле, глава Германо-российской внешнеторговой палаты, считает, что вступление России в ВТО важно и для самой России, и для Европейского союза, и оно представляет собой большой шанс для обеих сторон в плане углубления отношений. Особые надежды в этой связи он возлагает на обновление таможенного режима в соответствии с существующими в ВТО правилами. Это создаст больше инвестиционной и правовой безопасности.
Россия располагает значительным и единственным в своем роде потенциалом. Россия имеет третьи по величине в мире золотовалютные резервы. У нее небольшая внешняя задолженность и динамичный средний класс. Именно на него обращает внимание Райнер Зеле, считая, что этот средний класс должен активнее вовлекаться в российскую экономическую жизнь, чтобы предотвратить бегство капитала из страны.
Но это означает, что в повестке дня стоит необходимость инвестировать не только в экономическом, но и в политическом аспектах. Только таким образом Россия может добиться успеха в экономическом развитии. Россия принадлежит Европе и в политическом, и в экономическом, и в культурном плане. С другой стороны, ЕС тоже должен предпринять усилия, чтобы помочь России на пути модернизации. Европа должна более активно демонстрировать себя в качестве российского партнера.
Несомненно, за дипломатическими формулировками Райнера Зеле, который является не только председателем внешнеторговой палаты, но и председателем правления компании Wintershall – одного из главных партнеров ряда крупных российских госкорпораций, скрывается озабоченность существующей в России ситуацией. Заявка относительно наличия собственных интересов у среднего класса стала очевидной в зимне-весенних политических выступлениях пока только в основном в Москве и Санкт-Петербурге. И эти выступления были направлены в том числе и против условий ведения бизнеса в стране.
Зеле избегает употреблять слово «коррупция». Но ведь причиной недовольства среднего класса как раз являются засилье бюрократизма и коррупция. А причиной большинства коррупционных схем, согласно опросам ВЦИОМа менеджмента российских компаний среднего и высшего звеньев, стали в первую очередь монополизм, бюрократия, а также несовершенство законов.
Понятно, что упорное нежелание отмены визового режима, ставшие уже постоянными баталии по внутриполитической ситуации в России в рамках ПАСЕ и других европейских институтов, тупик в переговорах по ЕвроПРО толкают Россию на поиски альтернативного пути построения будущего, то есть будущего вне союза с Европой. Какие же варианты возможны для России?
Известный немецкий политолог, директор Центра имени Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике (DGAP) Александр Рар в своей книге «Станет ли Россия вновь империей?» указывал на пять возможных сценариев будущего развития России.
Первый – все останется как есть. Динамика собственного развития постсоветского пространства будет определяться постоянным чередованием демократического и авторитарного управления. На длительное время оно останется нестабильным и подверженным воздействию со стороны ЕС и Китая. Влияние России на «осколки» ее бывшей империи ослабеет. Стране придется затрачивать все свои силы на достижение стабильности.
Второй: Украина, Белоруссия, Молдавия и страны Южного Кавказа станут составляющей Запада, одна часть Средней Азии подпадет под контроль Китая, другая присоединится к Среднему Востоку. Россия будет предоставлена самой себе и на годы вперед останется поставщиком сырья и энергоносителей для стран Евросоюза и Азии.
Третий: России удастся – с помощью рычагов энергетической сверхдержавы – частично восстановить зону своего влияния в рамках славянского союза с Украиной и Белоруссией или евразийского союза с Казахстаном. В этом случае Россия останется серьезным конкурентом Европы, что, впрочем, не исключает стратегического партнерства между ними.
Четвертый: Россия совершит прорыв к демократии, вместе с западными республиками бывшего Советского Союза примкнет к сформированной Евросоюзом и НАТО Европе и приобретет в ней вес, который сегодня имеют Франция или Великобритания.
Пятый, экстремальный, сценарий развала на 20 мини-государств означал бы, что Россия окончательно попрощается с мировой историей. И здесь кроме объективных условий может определенную, если не решающую роль сыграть фактор личности.
В своей интересной и, к сожалению, уже подзабытой работе, посвященной психологическому портрету Путина, директор Института стратегий развития и национальной политики Игорь Олейник отмечает, что Путин – интроверт, вынужденно играющий ради интересов своего клана психологически дискомфортную для себя роль экстраверта.
Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверт в отличие от экстраверта считается личностью волевой. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.
Исходя из этого можно предположить, что нынешний российский президент внутренне скорее склонен к первому сценарию развития страны. Но насколько это подходит самой стране и людям, ее населяющим?