Нажиться на продаже земли пока могут лишь сомнительного рода спекулянты.
Фото PhotoXPress.ru
После 20 лет движения вперед по пути приватизации выясняется, что один из самых крупных активов – земля – остается в собственности российского государства. И настоящих хозяев этот ресурс, видимо, найдет еще не скоро. К этому не готовы законодательство и потенциальные собственники. Препятствует переменам и бюрократический аппарат, который умеет извлекать земельную ренту в собственный карман, а не бюджет.
«Земельные угодья в России составляют 1,7 миллиарда квадратных километров, 92% которых находятся в госсобственности», – обозначил масштаб проблемы в ходе прошедшего вчера круглого стола «Приватизация земель: новый взгляд на старую проблему» директор департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Ивакин.
Напомним, что вопрос приватизации земель приобрел особую актуальность после недавних высказываний президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева. Глава государства 17 июля заявил, что назрела необходимость завершить начатую два десятилетия назад земельную реформу. Со своей стороны, тему развил глава правительства, который 24 июля на совещании с главами рабочих групп Национальной предпринимательской инициативы подтвердил намерения решить «давно назревший земельный вопрос».
Завлабораторией аграрной политики Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара Наталья Шагайда уточнила – по ее оценке, в частной собственности в нашей стране находится лишь 6% земли, а 94% находится во владении государственных и муниципальных органов власти. Автор этих строк поинтересовался у участников дискуссии: существуют ли экспертные оценки стоимости этого актива? И что получит казна от приватизации? И услышал, что этот рынок даже приблизительно рублем до сих пор не измерен.
Впрочем, Ивакин тут же резко сузил земли, подлежащие приватизации, в размерах. Для этого достаточно было исключить Лесной фонд, который по закону не может передаваться в частные руки. Назвал чиновник и крупнейших в России землевладельцев – Минобороны и Россельхозакадемию. Он убежден, что нужно утвердить процедуру, заставляющую госорганы выставлять подлежащие приватизации земельные участки на открытые торги. И обязательно создать законодательный механизм изъятия у владельцев неиспользуемых земель.
Председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфутинский выделил главный позитив в инициативах президента и премьера – появление политической воли завершить земельную реформу в принципе. Это может способствовать вовлечению в экономику миллиардных инвестиций. Но до этого надо еще провести ревизию сделанного.
«Земля как актив, по сути, находится в недостаточно проявленном виде», – считает он. И привел для убедительности пример – из 51 млн. земельных участков 29 млн. не имеют границ. «Мы не обладаем знаниями об активе, которым хотим управлять», – подытожил Скуфутинский. После чего назвал ряд условий успешной приватизации земли: инфраструктурное обеспечение, создание условий для ведения бизнеса, доступность кредитных ресурсов.
Первый пункт выступающий раскрыл подробнее. По его словам, по таким показателям, как доступность к энергосетям и быстрота получения разрешения на строительство, Россия в мировом рейтинге условий ведения бизнеса находится на 183-м месте.
Свою порцию критики нынешнего положения дел добавила президент Института экономики города Надежда Косарева. Она считает, что цифра, которой оперировал премьер, говоря о сроках административных барьеров в строительстве, – 400 дней, не соответствует реалиям. По ее данным, на это у застройщиков уходит до 1 тыс. дней. Что касается идей о приватизации земли, то Косарева целиком «за». Главное, чтобы этот актив начал работать в экономике страны, чтобы нынешняя ситуация изменилась в принципе. «Сегодня мы строим недвижимость так, что земельную ренту снимает бюрократия, и очень часто деньги идут не в бюджет», – подчеркнула она. Обязательное, в ее понимании, условие приватизации земли – баланс частных и публичных интересов. Тогда как последние в настоящий момент вообще никак не представлены.
У экспертов, не принимавших участия в круглом столе, свое понимание ситуации и приоритетов решения земельного вопроса в России. В частности, председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе указал, что для решения этой задачи необходим уточненный легитимный кадастр земель с указанием существующих прав. В том числе с детализацией собственников и правообладателей во избежание накладок. «Все остальные юридические и административные нюансы будут отталкиваться от кадастра, – продолжил юрист. – Самое главное – не сделать землю предметом простой рыночной спекуляции, с тем чтобы не надуть земельный пузырь. Это может сделать рынок земли и вообще российский рынок очень уязвимым».