Депутат Илья Пономарев готовит законопроект о проверке тех чиновников, которые хранят деньги в зарубежных банках.
Фото РИА Новости
Объем средств, которые богачи держат на незадекларированных офшорных счетах, может достигать 32 трлн. долл. Только из России было выведено почти 800 млрд. долл., считает бывший главный экономист McKinsey & Co. Джеймс Генри, который провел специальное исследование для международной организации Tax Justice Networks. Налоговые платежи с этих активов могли бы спасти многие национальные экономики от кризиса, а для России послужили бы источником инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение отраслей. Однако у власти пока нет универсального механизма, который позволил бы вернуть капиталы в страну или хотя бы потребовать уплаты налогов.
С начала 90-х годов прошлого века из России, по подсчетам Джеймса Генри, было выведено 798 млрд. долл. В глобальном масштабе результат КНР больше – 1,189 трлн. долл., но выведены эти средства были за 40 лет, а из России немногим меньше чем за два десятилетия. На третьем месте по оттоку капитала Южная Корея – с 779 млрд. долл. Далее следуют Бразилия – 520 млрд. долл., Кувейт – 496 млрд., Мексика – 417 млрд., Венесуэла – 406 млрд. и Аргентина – 399 млрд. Из Украины после 1990 года на офшорные счета перевели 167 млрд., из Казахстана – 138 млрд. долл.
«Скрытая от глаз система – это экономический эквивалент астрофизических черных дыр», – так оценил ситуацию Генри. По его мнению, данные МВФ, Банка международных расчетов и национальных центробанков свидетельствуют, что объем теневого богатства составляет сегодня от 21 трлн. до 32 трлн. долл. При этом Генри брал в расчет исключительно финансовые активы, а не элитную недвижимость, яхты или предметы искусства и т.п., стоимость которых также составляет многие триллионы долларов.
Исследование, проведенное по заказу Tax Justice Networks, в принципе не открывает чего-то принципиально нового в отношении России. Оно подтверждает то, что уже известно: значительная часть средств, выведенных из России, получена в результате приватизации госактивов. Другой источник, постоянно наполняющий незадекларированные счета в офшорах, – скрытая от налогов прибыль от вложения в российскую экономику выведенных ранее средств, вернувшихся под видом иностранных инвестиций.
В исследовании Tax Justice Networks охвачено 139 государств со средним и ниже среднего уровнем доходов, на которые приходится 85% мирового населения, 51% мирового ВВП по паритету покупательной способности, 75% мировых золотовалютных резервов и 4,1 трлн. долл. внешнего долга. В материалах отмечается, что глобальное теневое состояние принадлежит менее чем 10 млн. человек, причем 9,8 трлн. долл. владеют всего 92 тыс. человек.
Национальные же экономики терпят убытки. «Налоговые поступления, недополучаемые исходя из наших оценок, огромны. Они достаточны для того, чтобы существенно выправить финансовое положение многих стран. С другой стороны, это исследование – по-настоящему хорошая новость. Мир только что нашел большую кучу финансовых ресурсов, из которых можно почерпнуть средства для решения неотложных проблем», – резюмировал Генри.
Дело за малым – вернуть триллионы долларов из офшоров в страны, откуда они были выведены. Это задача со многими неизвестными, решение которой применительно к РФ потребует серьезных изменений действующего законодательства. Депутат Госдумы Илья Пономарев предложил начать не с представителей крупного бизнеса, а с чиновников. Его поддержал вице-спикер Сергей Железняк. «Мы всерьез поддерживаем эту идею и считаем, что начинать мы должны с депутатов Государственной Думы. Предлагаю коллегам начать с себя и рассказать избирателям о состоянии собственных счетов», – заявил народный избранник.
Впрочем, независимым экспертам успех начинания не кажется очевидным. «Государства всего мира пытаются обрести контроль над огромными суммами, уплывающими ежегодно на счета компаний офшорных юрисдикций. Эта борьба обречена на вечное продолжение хотя бы по той причине, что бенефициарами части выводимых средств являются сами «борцы со злом» – чиновники и госслужащие», – говорит директор департамента финансовых рынков компании «Грандис Капитал» Михаил Козаков.
Аналитик компании «Капитал» Сергей Карыхалин тоже считает, что инициатива депутатов едва ли остановит вывод активов из России. «Во-первых, никто из чиновников особо и не стесняется своего богатства. Во-вторых, есть масса механизмов структурирования зарубежных активов таким образом, что доказать их принадлежность чиновникам почти невозможно», – отметил он.
Законы, конечно, можно принять, обязав госслужащих задекларировать вклады в иностранных банках, однако это вряд ли что-то изменит, как это уже было в периоды проведения налоговых амнистий в середине 90-х годов прошлого века и в 2007 году.
«Движение капитала – это естественный процесс для открытой экономики. И далеко не всегда отток капитала – это негативное явление. Например, инвестиции российских компаний в зарубежные активы – это тоже вывод капитала», – полагает аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев. Для развивающихся стран характерен высокий приток иностранного капитала. Есть и обратная сторона – повышенные риски. Соответственно инвесторы, ориентированные на сохранение капитала, ищут более спокойные уголки. «Поэтому вывод капитала так или иначе всегда присутствует в развивающихся экономиках. Проблемой это становится тогда, когда вывод превышает приток внешних инвестиций и когда в нем велика теневая составляющая», – подчеркивает Балакирев. По его мнению, специфика России в том и состоит, что теневая составляющая вывода капиталов всегда превалировала над легальными потоками. Причем в народном сознании под этим понимается «вывоз награбленного», а не диверсификация вложений. Это – следствие дикой приватизации. Проблема в большей степени культурная, нежели экономическая, считает эксперт. «Остановить этот процесс можно, но вопрос в том, за счет чего и какой ценой это будет достигнуто. Желательный способ – повышением инвестиционной привлекательности страны, снижением рисков и, как следствие, декриминализацией этого процесса», – убежден Балакирев.
Со своей стороны, председатель правления М2М Прайвет Банка Роберт Иделсон напомнил, что часть денег вернулась в Россию под видом иностранных инвестиций. «И это явно не потерянные для страны деньги. Российские предприниматели гораздо успешнее делают бизнес в России, чем где бы то ни было. Они знают страну гораздо лучше, чем иностранные инвесторы, и при наличии интересных проектов готовы вкладывать в них деньги», – подчеркивает Иделсон.