В России за год будет продано больше 2,5 миллиона новых легковых машин.
Фото Александра Никонова/PhotoXPress.ru
Российский авторынок подводит итоги первого полугодия. Производители и дилеры рапортуют об успехах – продажи новых легковых автомобилей в России за шесть месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 15%. В денежном выражении рост еще выше – 26% (до 34,2 млрд. долл.). Что неудивительно, ведь наиболее высокие показатели достигнуты в сегменте премиум-класса, в котором каждая машина обходится покупателю в несколько миллионов рублей.
Вчера руководитель практики PricewaterhouseCoopers (PwC) Стэнли Рут обнародовал данные о продажах на российском авторынке за первое полугодие. По всем показателям отмечается существенный рост. «Значительный прирост продаж показали иномарки российского производства, которые в настоящее время занимают 45% рынка, а в первом полугодии 2011 года они занимали 38%», – подчеркнул Рут. Ну а в целом в январе–июне россияне купили 1,33 млн. автомобилей (на 34,2 млрд. руб.). Количественно это на 15% выше показателей первых шести месяцев 2011 года, в деньгах рост составил 26%.
Во втором полугодии рост продаж автомобилей чуть замедлится, а всего по итогам 2012 года в России может быть продано 2,6 млн. новых легковых машин – прогнозирует Стэнли Рут. Пессимистический сценарий для российского авторынка (продажи на уровне 2,3 млн.), с точки зрения эксперта PwC, в настоящий момент не актуален. Тем более что экономическая ситуация в Европе стабилизируется, что должно поддержать российский авторынок.
Схожие выводы у комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по оценкам которого за январь–июнь российский автомобильный рынок вырос на 14%. «С объемом продаж в июне более чем 272 тысячи штук российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей достиг наилучших месячных показателей начиная с июля 2008 года. Совокупный объем продаж за первые шесть месяцев этого года в 1,41 миллиона машин также вышел на новый рекорд четырехлетнего периода», – отметил и.о. председателя комитета Йорг Шрайбер. Он считает, что рынок уверенно движется к годовым показателям продаж в более чем 2,8 млн. легковых автомобилей.
Примечательно, что наибольшие успехи отечественный авторынок продемонстрировал в сегменте машин премиум-класса. В частности, у Porsche в России по итогам первого полугодия рост продаж на 64%, у Mercedes-Benz – на 79%, у Jaguar Land Rover – на 59%. Количественно продажи люксовых марок автомобилей в нашей стране измеряются несколькими десятками тысяч. Но с учетом сверхвысоких цен именно этот сегмент в немалой степени и обеспечил 26-процентный рост рынка в денежном выражении.
И все же проблем на российском авторынке хватает. Например, банки фиксируют определенный спад в автокредитовании. «Доля продаж машин в кредит, по нашим оценкам, снизилась на 4–5%. В течение нескольких месяцев продажи скорее всего восстановятся», – считает начальник управления автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев. Впрочем, рынок восстановит активность ненадолго. Говоря о прогнозах на 2012 год, эксперт предположил, что после двух лет стремительного подъема наступает период относительного затишья. Рост продаж не превысит 6–10%, что неизбежно отразится и на автокредитовании.
Обнадеживает тот факт, что рынок России по-прежнему представляет большой интерес для ведущих мировых автопроизводителей. И потенциал автокредитования пока еще не реализован. С учетом этих факторов можно ожидать, что в ближайшие три года объемы кредитования должны превысить 1 трлн. руб., уверен Токарев. Для сравнения: в 2011 году этот показатель составлял 531 млрд. руб., а по итогам 2012 года ожидается его рост на 73%.
«Авторынок России до конца текущего года продолжит рост, ведь отечественная экономика на подъеме», – говорит исполнительный директор независимого партнерства «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. Однако структура продаж может измениться после присоединения страны к ВТО не в пользу новых автомобилей. Сегодняшние заградительные пошлины на ввоз подержанных машин снизятся в три раза. Объемы поставок подержанных иномарок из Евросоюза, Японии и Южной Кореи ощутимо вырастут.
По мнению Коровкина, это способно создать сложности для реализации автомобилей, собираемых в РФ. «Ввозимые машины будут классом выше, а стоимость их сопоставима с новыми иномарками, выпускаемыми на территории нашей страны. Это будет удар по западным автопроизводителям, разместившим свои заводы на территории России», – не исключает эксперт.
Итоги продаж первого полугодия 2012 года | ||||||
Категории автомобилей* | Тыс. штук | Млрд. долл. | ||||
январь–июнь | январь–июнь | изменение | январь–июнь | январь–июнь | изменение | |
2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | |||
Российские автомобили | 275 | 310 | –11% | 3,2 | 3,5 | –9% |
Иномарки российского производства | 600 | 440 | +36% | 15,4 | 10,2 | +51% |
Импорт новых автомобилей | 455 | 410 | +11% | 15,6 | 13,5 | +16% |
ИТОГО | 1330 | 1160 | +15% | 34,2 | 27,2 | +26% |
* Без учета коммерческих автомобилей. Источник: PricewaterhouseCoopers |