Министр связи Николай Никифоров рассказывает о приоритетах своего ведомства.
Фото РИА Новости
Обеспечение доступа всех россиян к современным телекоммуникационным технологиям, устранение так называемого цифрового неравенства – таким видит главный приоритет в своей работе министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Он считает, что центр борьбы пора смещать в российскую глубинку, обещая обеспечить доступ в широкополосный Интернет небольшим городам и населенным пунктам. Между тем даже в столице качество и надежность связи очень далеки от стандартов развитых стран.
Вчера в московском офисе РИА Новости состоялась пресс-конференция главы Минсвязи Николая Никифорова. Министр пришел не один, а в сопровождении сразу трех заместителей – Алексея Волина, Марка Шмулевича и Дениса Свердлова, назначение которых состоялось в конце прошлой недели.
Новая команда ведомства фактически попыталась презентовать свою программу развития отрасли. Министр назвал приоритеты. Прежде всего им ставится задача обеспечить на всей территории страны равный доступ населения к телекоммуникационным технологиям.
Не секрет, что сейчас россияне сплошь и рядом сталкиваются с некачественными услугами в этой сфере. Налицо пресловутое цифровое неравенство. Чтобы искоренить его, Никифоров намерен развернуть ни больше ни меньше, как битву за продвижение широкополосного Интернета в малые города и совсем уж крохотные веси. Неразрывно связанное с этим направление – обеспечить качественной мобильной связью автодорожную сеть страны. Проблем здесь больше, чем достижений. Почти 2 тыс. километров федеральных автотрасс, не говоря уже о региональных и местных дорогах, не имеют устойчивого покрытия сотовой связью.
Забегая вперед, подтвердим справедливость слов главы Минсвязи. Например, на маршруте Москва–Ярославль–Углич автомобилисты почти 90% времени поездки сталкиваются с отсутствием устойчивой мобильной связи. Во многих районах услуги связи предоставляет лишь один оператор. То есть можно говорить о признаках существования региональной монополии или олигополии. Если подобное становится фактом в развитых странах, то вмешивается государство, административно регулируя рентабельность монополистов, заставляя компании инвестировать в развитие инфраструктуры. Однако в России примеров подобного регулирования практически нет, а если и случаются, то результаты остаются едва ли заметными для пользователей.
Никифоров пообещал задействовать инструмент обратной связи – информация населения о качестве телекоммуникационных услуг поможет Минсвязи оперативно вмешиваться в ситуацию, призывать к порядку компании, которые в погоне за прибылью набирают миллионы абонентов, не инвестируя при этом в создание новых базовых станций, чтобы их мощность соответствовала нагрузке сети.
Автор этих строк попытался установить обратную связь с министром и его заместителями прямо на пресс-конференции. Когда дошла очередь до вопросов, Никифорова попросили заглянуть в планшетник, лежащий перед ним на столе, и удостовериться – в самом центре Москвы, на Зубовском бульваре, мобильный Интернет работает в архаичной сети 2G. И так во многих местах столицы. Сеть 3G трудноуловима для пользователей не только в глухих московских двориках или спальных районах, но и на правительственной трассе – Кутузовском проспекте, мобильный Интернет очень часто вообще отсутствует. Такие же проблемы на участках Ленинградского проспекта и других трассах.
Когда два года назад корреспондент «НГ» обзавелся планшетником и по этому случаю отказался от проводного Интернета, то убедился, насколько некачественна услуга мобильного Интернета. Отчаявшись установить связь, однажды пришлось не пожалеть времени и дозвониться в службу поддержки. Девушка-оператор посоветовала произвести следующую нехитрую операцию – выключить и включить планшетник. Не поможет – вынуть и снова вставить sim-карту. «Зачем все это?» – искренне удивился корреспондент. «Если вы снова зайдете в Сеть, то выкинете из нее кого-то из других пользователей», – просветила представитель оператора. Вот так абоненты и живут, периодически «выкидывая» друг друга из Сети. Между тем всех нас по-настоящему «выкидывают» из современного мира компании сотовой связи, которые не хотят инвестировать в адекватное развитие сетей.
Должны ли операторы инвестировать в развитие инфраструктуры сотовой связи? Этот вопрос был адресован министру, но ответ был получен от заместителя. Свердлов признал, что сейчас подобных требований к компаниям нет. Но над решением проблемы собираются работать. Что касается плохой связи в Москве, то виновный, как выясняется, известен. У операторов достаточно базовых станций, в том числе для того, чтобы пользователи мобильного Интернета могли работать в сетях 3G. Однако эти станции – малой мощности. Дать большую мощность не разрешают военные, с которыми замминистра пообещал попытаться договориться.