Новое строительство в пострадавшем Крымске должно начаться уже через три недели.
Фото Mikhail Mordasov/AFP
Разрушительное наводнение в Краснодарском крае заставило правительство работать максимально оперативно. Но не все оперативные решения выглядят безупречно. Так, требование премьера Дмитрия Медведева за три месяца восстановить жилье может иметь не только плюсы. Сегодня, похоже, повторяется история двухлетней давности, когда стахановскими темпами – тоже до зимы – строилось жилье для погорельцев. Желание властей угодить электорату сейчас, как и тогда, вынуждает жертвовать качеством строительства и здравым смыслом.
Вчера Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам восстановления жилья для пострадавших в Краснодарском крае. Решено не затягивать решение задачи. «До конца июля нам необходимо определить места строительства домов, с 1 августа начать строительство, а к концу октября завершить работы с тем, чтобы крайний срок заселения людей, утративших дома, был нами определен в ноябре», – заявил премьер.
Он подчеркнул, что новое жилье должно быть равноценным тому, которое утратили пострадавшие. И назвал три способа достижения поставленных целей. Первый – строительство жилья на новых земельных участках, которые будут предоставлены гражданам. Второй – строительство жилья взамен утраченного на тех участках, которые гражданам принадлежат. При этом должны учитываться существующие риски по возникновению новых природных аномалий. Третий вариант – приобретение готового жилья за счет государства. Выбор должен будет сделать сам гражданин, как ему удобнее. Медведев признал, что сроки жесткие, но они должны неукоснительно исполняться. «Любые задержки и проволочки в исполнении соответствующих решений недопустимы», – сказал глава правительства. И назначил ответственного за жесткие сроки – вице-премьера Дмитрия Козака.
Вчерашний разговор живо напомнил события двухлетней давности. Аномально жаркое лето 2010 года обернулось для России бедой – природными пожарами, в огне которых сгорали целые поселки и деревни. Тогдашний премьер Владимир Путин действовал столь же оперативно. И когда выделял деньги для погорельцев, и когда принимал решение о возведении для них нового жилья за бюджетный счет. Темпы задал стахановские: в августе – начать строить, а к ноябрю – чтобы народ уже новоселья справлял.
И хотя к ноябрю успели отстроиться не во всех регионах, пострадавших от огня природных пожаров, но в целом в указанные сроки уложились. Потом уже в СМИ стали просачиваться слухи, что у погорельцев есть претензии к качеству строительства, да и к самим проектам возведенных для них за казенный счет домов. Дареному коню, как известно, в зубы не смотрят, но по умолчанию подразумевается, что эти зубы должны быть здоровые. Эксперты считают, что в 2010 году власти неоправданно ускорили строительство жилья. Для того чтобы цементный фундамент деревенского дома был прочен, рачительные хозяева, как правило, оставляют его в покое примерно на год. Строить раньше рискованно. Но административные решения, принимаемые на высшем уровне, отменяют многие правила.
Ситуация после наводнения на Кубани схожа с той, что была после пожаров. Спасатели, по сообщениям информагентств, обследовали в зоне бедствия более 10,2 тыс. зданий и сооружений. Половина из них остается подтопленными. Нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, в полной мере не восстановлено еще автомобильное и железнодорожное движение. Масштаб потерь уточняют чиновники, объединенные в более 200 комиссий. По предварительным данным, ущерб, нанесенный стихией, превысил 4 млрд. руб.
Иными словами, даже на местном уровне пока смутное понимание случившегося и потребностей региона в помощи федерального Центра. За ближайшие две-три недели ситуация из форс-мажорной, конечно, выйдет, но качественно выполнить указание Медведева – подготовить до августа фронт строительных работ – едва ли получится. Спешка рассчитана на завоевание симпатий электората, у строителей же она вызывает скепсис.
«У нас системная беда. Каждую техногенную и природную катастрофу власть воспринимает как единственную в своем роде и последнюю. И принимает решения, ориентированные на общественное мнение», – говорит руководитель проекта «Российский дом будущего» Сергей Журавлев. Именно так восстанавливали после паводка в 2001 году Ленск и возводили два года назад жилье для погорельцев. Когда пытаются сделать что-то сверхбыстро, тогда ничего хорошего, как правило, не выходит, подчеркнул эксперт.
Журавлев недоумевает, зачем было устанавливать предельно короткий – трехмесячный – срок восстановления жилья. На Кубани множество домов отдыхов и пансионатов, где можно временно разместить людей. До зимы можно было бы разработать серьезный план реконструкции всей территории. По сути, речь должна идти о принятии долгосрочной программы развития. И только после этого можно начинать строить дома.