Радикальным сокращением показателей займется теперь Михаил Абызов.
Фото РИА Новости
Тема оценки работы региональных властей стала навязчивой идеей. Список критериев для оценки качества работы губернаторов федеральные чиновники формируют уже более семи последних лет. За это время перечень критериев то увеличивался с нескольких десятков до трех-четырех сотен, что сделало сами оценки губернаторов неадекватными и часто просто бессмысленными, то многократно урезался.
Новое наступление на этом фронте решило сделать открытое правительство во главе с министром Михаилом Абызовым. Вопрос лишь в том, что сама тема за прошедшие годы устарела – вместо борьбы за 20 млрд. руб. «призовых» губернаторам проще договариваться с Минфином, тем более что цена вопроса в этом случае в 50 раз больше.
«Мы предлагаем сократить количество оценочных показателей эффективности до 15, – пояснила вчера управляющий директор, руководитель практики предоставления услуг правительственным и общественным организациям PricewaterhouseCoopers Екатерина Шапочка в ходе круглого стола в РИА Новости. – Например, в Евросоюзе всего пять показателей, среди которых продолжительность жизни, уровень грамотности, занятости и т.д.».
Министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов отметил, что сегодня существует 260 основных критериев оценки эффективности органов власти субъектов Федерации и еще 200 вспомогательных. Итого – 460. «Разговор об их сокращении идет уже два года, но надеюсь, что уже совсем скоро ситуация изменится, – отметил он. – Мы (Минрегион и администрация президента) предлагаем 12 критериев оценки: продолжительность жизни в субъекте; численность населения (в том числе миграция); естественная смертность; объем инвестиций в основной капитал (без учета бюджетных средств); объем услуг, предоставляемый предприятиями малого бизнеса и частными предпринимателями; объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта; уровень безработицы; реальные доходы населения; уровень введения нового жилья; доля выпускников, не сдавших ЕГЭ; оценка населением органов власти субъекта; расходы на содержание органов государственной власти и местного самоуправления субъекта РФ.
По его словам, по итогам оценки отличившиеся регионы будет ждать поощрение, цена которому – 20 млрд. руб. Впрочем, министр Абызов здесь немного ошибся. «Разговор» идет не два года, а уже более семи лет. Список из 30 критериев качества работы губернаторов осенью 2005 года подготовила рабочая группа Дмитрия Козака, который работал тогда президентским полпредом в Южном федеральном округе. В «список Козака» входили, в частности, динамика обрабатываемых сельхозземель, преступность госслужащих, долги по зарплате, уровень дотационности регионального бюджета и многое другое. В 2007 году список критериев для губернаторов Владимир Путин расширил до 43. А в 2009 году правительство расширило количество показателей работы губернаторов почти до 300. Однако после этого сами же федеральные чиновники начали выражать недовольство созданной ими же системой оценки губернаторов. «Существующие критерии оценки губернаторов нужно радикально сократить, они не дают полноценной картины», – посетовал на заседании Госсовета в ноябре 2011 года замминистра экономического развития Андрей Клепач.
«Те 300 показателей эффективности работы органов власти субъектов должны быть отменены, и их должно быть не больше 10», – сказал в конце января текущего года вице-премьер Дмитрий Козак, выступая перед сенаторами. Еще раньше о неадекватности федеральной системы для оценки губернаторов говорили Владимир Путин, Дмитрий Медведев, чиновники федеральных министерств и сами губернаторы. «Мы выработали эту систему критериев, систему оценок эффективности работы регионального уровня руководства России, и эта система функционирует. Но, судя по тому, что мы видим в жизни и на бумаге, функционирует она не так уж и эффективно», – заявил Путин 10 января на совещании с губернаторами (см. «НГ» от 26.01.12).
Вчера участники круглого стола были настроены весьма благодушно, поддерживая идею очередного сокращения показателей. В частности, губернатор Тульской области Владимир Груздев отметил, что важно, чтобы регионы поощрялись в условиях реального соревнования. И тот факт, что большинство критериев оценки – 80% – оцениваются не в абсолютных цифрах, а в динамике, его воодушевляет. «Понятно, что по данным ввода жилья мы никогда не догоним Московскую область, но динамика меняет дело», – отметил он.
В свою очередь, губернатор Ивановской области Михаил Мень предложил брать за основу результаты выборов. «Рейтинговым агентствам доверия нет, – посетовал он. – На моей памяти есть случай: по состоянию экологии Ивановская область была на 17-м месте, а буквально за день скатилась на 42-е. И вроде ничего не происходило, и ядерного взрыва у нас не было, а такой показатель получился… А причина оказалась простой – не перечислили деньги агентству».
Впрочем, всю идиллию разрушил директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. «Вы обсуждаете сумму поощрений за высокие показатели в 20 миллиардов рублей. А знаете, сколько Минфин ежегодно, причем без всяких оценок, а на основании договоренностей, делит средств между регионами?» – задал он вопрос Михаилу Абызову. И, не дожидаясь ответа чиновника, ответил сам: «Триллион рублей! Стоит ли сравнивать эти цифры?!»
По мнению консультанта департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Андрея Чернявского, 460 критериев оценки эффективности деятельности губернаторов – явный перебор. «В таком массиве статистики можно запрятать многие проблемы, которые в реальности присутствуют в регионах, – считает он. – Общий экономический рост, производство, производительность труда, инвестиции, реализация программ социальной политики – грамотно составить список критериев по этим ключевым показателям будет вполне достаточно для оценки эффективности работы губернаторов. Но ключевой критерий оценки – доверие к губернаторам со стороны электората, то есть итоги выборов. Поэтому контроль за деятельностью глав регионов со стороны правительства будет лишь формальностью, а правительственные критерии – лишь маркером для составления отчета о пробельной работе».
Директор по управлению активами инвесткомпании «Трейд-Портал» Николай Солабуто уверен в том, что необходимо все доводить до конца. «И открытому правительству этим вполне можно заняться, – отмечает он. – Если дать волю власти самой себя мотивировать, она и напишет такую мотивацию, которую легко исполнить. А открытое правительство не ангажировано и сможет разработать более стройную систему оценок».