Владимир Путин провел первое заседание комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.
Фото Mikhail Klimentyev/РИА Новости/AFP
На первом заседании президентской комиссии по стратегии топливно-энергетического комплекса (ТЭК) были названы приоритетные направления ее работы: расширение географии добычи, переход на современные технологии переработки, участие в международных проектах и перспективы приватизации. В качестве условия продажи государственных активов президент Путин назвал рост капитализации компаний: нельзя продавать дешево то, что завтра может стоить дорого. Однако экономисты не видят перспектив возвращения капитализации компаний к докризисным уровням и потому считают перспективы приватизации крайне неопределенными.
«Нельзя сегодня просто продать то, что завтра будет стоить 40 миллиардов, продать из расчета 7,5 миллиарда», – заявил Владимир Путин, открывая первое заседание президентской комиссии по вопросам стратегии развития ТЭКа и экологической безопасности. Говоря о будущей приватизации госактивов, президент привел в пример энергокомпанию «РусГидро». Ее нынешняя капитализация в 7,5 млрд. долл. – «это, безусловно, заниженные цифры», заявил Путин. «Мы знаем, какие проекты там в ближайшее время будут введены: Богучанская ГЭС, Саяно-Шушенская будет завершена, консолидированы будут дальневосточные активы, и в ближайшие годы капитализация компании вырастет до 40 миллиардов долларов», – отметил Путин. По словам президента, подход властей к приватизации должен быть принципиальным, рыночным и соответствовать экономическим реалиям. «Мы должны и будем стремиться к чистой приватизации, но она должна быть абсолютно прозрачной и честной по отношению к гражданам страны», – заключил он.
Однако продать «задорого» предприятия российского ТЭКа сегодня практически невозможно. И в этом смысле любая приватизация здесь будет нечестной – по крайней мере если измерять честность докризисными ценами. Действительно, стоимость акций и капитализация крупнейших нефтегазовых и электроэнергетических компаний в последние годы снизились в два-три раза. Так, например, капитализация «Газпрома» упала с докризисных 330 млрд. долл. в 2007 году до 128 млрд. на конец 2011 года. А стоимость одной акции «РусГидро» упала с 2,2 руб. за штуку в 2008 году до 94 коп. в 2012 году.
Таким образом, запрет на приватизацию «задешево», который сформулировал вчера Путин, может означать перенос приватизации в неопределенное будущее. По крайней мере мало кто из экономистов верит, что стоимость акций вернется к докризисным уровням в ближайшие два-три года, да и вообще может иметь положительную динамику.
Не видно особых перспектив роста капитализации, в частности, в российской электроэнергетике. «Стоимость энергетических компаний до кризиса определялась ожиданиями окончания реформы РАО «ЕЭС» и перехода отрасли на более или менее рыночные рельсы. Но в последние годы отношение инвесторов к сектору ухудшилось радикально. При этом шансы на то, что отрасль вернется к докризисной ситуации, – ничтожны», – говорит начальник информационно-аналитического отдела «Лайф Капитал–Пробизнесбанк» Валерий Пивень. Нынешняя тенденция – это переход рынка электроэнергии под контроль нескольких крупных игроков, систематическое вмешательство государства в принципы ценообразования и т.п. Поэтому вполне вероятно, что стоимость акций энергетических компаний будет оставаться ниже докризисных значений дольше, чем цены бумаг других отраслей, представленных на рынке», – считает эксперт. При нынешнем критическом отношении инвесторов к российскому рынку, развивающемуся кризису и выводу денег за рубеж говорить о сроках восстановления стоимости акций просто бессмысленно.
Первое заседание комиссии Путина–Сечина по развитию ТЭКа прошло в рабочей обстановке. Фото с сайта президента РФ |
«Обратите внимание, что президент говорит о росте капитализации, тогда как конкретного инвестора интересует совершенно другое – цена одной акции. Если компания проведет допэмиссию, то ее капитализация может вырасти, тогда как цена одной акции снизится, что, естественно, не обрадует инвесторов, которые уже владеют акциями», – говорит старший аналитик компании «Метрополь» Константин Рейли.
По его словам, текущие цены акций основных электроэнергетических компаний могут вырасти на 20–35%, но не больше.
«Если правительство выстроит четкие правила развития отрасли и прекратит ручное управление, бумаги могут значительно вырасти. В том числе и акции «РусГидро». В противном случае акции могут продолжить дешеветь даже на фоне ввода новых мощностей и консолидации», – считает аналитик агентства «Инвесткафе» Константин Марченко. По его словам, в рамках реформы электроэнергетики правительство действовало не лучшим образом в части соблюдения правил игры. «Темп роста тарифов ограничивался государством в ручном режиме. Что явно не соответствовало ценовой либерализации заявленной в начале реформы. Таким образом, ожидания иностранных инвесторов, вложившихся в российскую энергетику («Е.ОН Россия», «Энель ОГК-5», «Фортум»), не совсем оправдались», – считает Марченко.
«На мой взгляд, есть шансы для роста стоимости акций у некоторых нефтегазовых компаний. Но для «Газпрома» я таких перспектив не вижу», – говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, запрет на приватизацию «задешево» выглядит удивительно, поскольку совсем недавно некоторые госкомпании продавали свои активы по явно заниженным ценам. «Не исключено, что такие неадекватные продажи являются частью схемы закольцованной приватизации по образцу «Сибнефти», когда государство выкупает задорого те самые активы, которое оно само только что продало на порядок дешевле», – предполагает Крутихин.
Помимо продажи активов за деньги приватизация может идти и по схеме обмена активами с иностранными компаниями. Кроме того, в ближайшие годы возможна политика консолидации активов в руках госкомпании «Роснефтегаз», тогда как настоящая приватизация будет отнесена на неопределенное будущее. Заметим, что ответственный секретарь президентской комиссии Игорь Сечин входит в совет директоров «Роснефтегаза».
Не случайно именно об этой схеме предварительной консолидации упомянул вчера и Владимир Путин. «Конечно, в прямом смысле слова участие «Роснефтегаза» в приобретении пакета акций госкомпаний приватизацией назвать нельзя. Но мы должны исходить из того, что будем действовать в рамках существующего законодательства, имея в виду такие пакеты, которые «Роснефтегаз» мог бы приобретать», – сообщил президент.