Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов уверен, что сроки реализации программы перевооружения армии сдвинуть невозможно.
Фото РИА Новости
Мировой кризис может внести существенные изменения в основной финансовый документ страны – федеральный бюджет. Сегодня российское правительство планирует обсудить основные параметры бюджета на ближайшие три года с учетом разделения расходов на защищенные и незащищенные. Между тем объективных оснований для бюджетных проектировок пока явно недостаточно. Ведь расчеты для кризисного сценария на случай падения нефтяных цен до 60 долл. за баррель Минфин подготовит только к августу.
«Правительство оценит необходимость корректировки федерального бюджета, но социальные расходы сокращаться не будут, – заявил вчера Дмитрий Медведев. – У нас есть защищенные статьи бюджета, мы их не будем трогать – это социальные расходы, зарплаты, затраты на важнейшие социальные программы. Это приоритет правительства. Здесь ничего не изменится».
Вместе с тем, как сообщили РИА Новости, премьер допустил, что может быть сдвинута часть расходов на оборонзаказ. «Надо просто понять, какая часть этих расходов может быть осуществлена сейчас, а к чему, например, наша промышленность не готова, – уточнил Медведев. – И в этом смысле я не исключаю, что, допустим, часть расходов по формированию и осуществлению государственного оборонного заказа может быть сдвинута. То, что касается других расходов: можно обсуждать все, что угодно, но при понимании того, что есть приоритеты, важнейшие для страны».
Напомним, что государственная программа вооружений утверждена самим Дмитрием Медведевым, тогда еще президентом, в декабре 2010 года. В текущем году на армию планировалось потратить около 1,85 трлн. руб., в 2013 году – 2,098 трлн., в 2014 году – 2,75 трлн. руб. Совокупный бюджет на полное перевооружение армии и флота к 2020 году должен превысить 20 трлн. руб.
Между тем планы сокращения «незащищенных» оборонных статей бюджета могут натолкнуться на позицию президента Владимира Путина, который, возможно, придерживается иной точки зрения. «Напомню, что в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года на оснащение Сухопутных и Воздушно-десантных сил планируется выделить свыше 2,6 триллиона рублей, – заявил Путин в минувший вторник на совещании в Сочи. – За счет этих средств нам необходимо переоснастить части и подразделения, насытить войска новой техникой. К 2020 году ее доля должна составить не менее 70%». И подтвердил, что никакие финансовые параметры и сроки пересматриваться не будут – по крайней мере так поняли президента многие наблюдатели (см. «НГ» от 04.07.12).
Близкой позиции придерживается и Минэкономразвития. Как отметил 2 июля глава ведомства Андрей Белоусов, программа перевооружения российской армии состоится в запланированные сроки, ее невозможно сдвинуть на три года. Впрочем, по его словам, допустимо растягивание сроков и перенос некоторых видов расходов, что сейчас и обсуждается в рабочем порядке.
Глава Минфина Антон Силуанов и премьер Дмитрий Медведев обсуждают будущий бюджет. Фото РИА Новости |
В свою очередь, Минфин занят подготовкой кризисного варианта бюджета на 2013 год, рассчитанного исходя из цены на нефть в 60 долл. за баррель. Как сообщил в минувшую среду замминистра финансов Алексей Лавров, эта работа будет завершена в августе. «Подготовлен антикризисный план правительства, есть Бюджетное послание, в соответствии с которым правительство разрабатывает на основе риск-тестирования прогноз бюджета из расчета цены на нефть 60 долларов за баррель», – продолжила тему коллега Лаврова по Минфину Татьяна Нестеренко, выступая 4 июля на заседании бюджетного комитета Госдумы. По мнению опрошенных «НГ» экспертов, на самом деле никакого противоречия в бюджетном процессе нет. «Понятно, что нет ни денег, ни смысла в финансировании таких огромных военных расходов, – полагает аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин.
– Так что сейчас решается, как это действие получше назвать – все же «перенос» звучит лучше, чем «сокращение». Но, вероятно, дело закончится сокращением гособоронзаказа (как ни называй), так как правительству важно выполнить социально значимые статьи расходов и иметь запас прочности на случай реализации негативного сценария». По мнению Карыхалина, защищенными останутся все статьи бюджета, связанные с социальными расходами: зарплаты бюджетников, трансферт в Пенсионный фонд и т.п. А пожертвовать могут гособоронзаказом, расходами на инфраструктурные проекты, другими тратами, которые можно относительно безболезненно отложить.
С этим мнением согласен и аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. «Скорее всего расходы на оборонзаказ будут несколько сдвинуты, так как если их невозможно осуществить в плановом периоде, то и смысла закладывать в бюджет нет, – говорит эксперт. – С одной стороны, сдвигание сроков – фактор негативный прежде всего для самих предприятий. Но если они фактически не смогут обеспечить исполнение заказа в ранее обозначенные сроки, то пересмотр или сдвиг сроков – это повышение эффективности бюджетных расходов. Что является уже положительным фактором». По его мнению, наиболее определенными сегодня выглядят социальные статьи расходов бюджета. «В остальном все зависит от того, при какой цене на нефть будет формироваться бюджет, – уточняет Сафонов. – Напомню, что сейчас планируется введение бюджетного правила, что приведет к тому, что бюджет будет верстаться по значительно более низким ценам на нефть. Принимая во внимание прогнозы по среднегодовой стоимости нефти в 2012-м, можно сделать вывод, что для 2013 года бюджетное правило предполагает стоимость нефти на уровне около 88 долларов за баррель, тогда как сейчас в бюджет на 2013-й заложена цена в 97 долларов, а на 2014-й – 101 доллар за баррель. Введение бюджетного правила ограничит рост бюджетных расходов, снизит зависимость от стоимости нефти, а также повысит стабильность российской государственной казны в случае падения цен на мировом рынке».
Ситуация бюджетных споров во многом создана искусственно, чтобы ослабить напор лоббистов от социалки и от оборонки, считает директор по управлению активами инвесткомпании «Трейд-Портал» Николай Солабуто. «И те и другие вроде бы получили свой пряник», – считает он.
«К счастью, 60 долларов за баррель – это скорее недостижимый сценарий. Цены на нефть ниже 80 долларов за баррель сейчас сложно представить, ведь на этом уровне ее будет поддерживать ОПЕК сокращением квот. Да и отдельные быстрорастущие экономики потребляют все больше ресурсов, при этом нынешние цены их не останавливают, – говорит Солабуто. – Антикризисный вариант бюджета необходимо иметь, но воспользоваться им вряд ли придется, и поэтому можно не ждать до августа с важными бюджетными решениями».