Вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказывает о новых научных разработках.
Фото РИА Новости
Передовым военно-техническим разработкам российские власти готовы дать зеленый свет. Вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин представил в Госдуме законопроект «О Фонде перспективных исследований (ФПИ)». Новый фонд возьмет на себя финансирование и сопровождение прорывных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности государства. Бюджет ФПИ может составить десятки миллиардов рублей, что усилит позиции Рогозина, курирующего в правительстве вопросы, связанные с оборонно-промышленным комплексом.
Законопроект о создании ФПИ разработан в соответствии с прошлогодним поручением президента Владимира Путина. Согласно документу, активы фонда будут формироваться за счет имущественного взноса Российской Федерации, а также доходов, получаемых от деятельности ФПИ, добровольных имущественных взносов и других законных поступлений. В качестве имущественного взноса государство выделит бюджетные ассигнования и иное находящееся в федеральной собственности имущество. Гендиректора ФПИ назначит президент Владимир Путин. Но руководство структуры не будет носить авторитарный характер. Право разрабатывать и утверждать трехлетние программы деятельности фонда отнесено к компетенции попечительского совета, половину которого составят представители главы государства, а другую половину – представители правительства.
Эксперты не сомневаются, что создание ФПИ – очередное свидетельство усиления Рогозина, курирующего в кабинете министров вопросы, связанные с обороной, безопасностью, реализацией дорогостоящих программ модернизации обороной, атомной и ракетно-космической промышленности, комиссией. Напомним, до 2020 года на перевооружение армии и других силовых структур планировалось потратить 20 трлн. руб. По мнению руководителя Центра военных программ Анатолия Цыганка, было бы логично, чтобы бюджет ФПИ составил десятую часть этих денег. Ранее в прессе назывался гораздо более скромный бюджет ФПИ – всего 3 млрд. руб. на 2013 год (см. «НВО» от 23.03.12). Концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов в сложившейся ситуации – единственно возможный способ ликвидировать отставание России в сфере передовых военно-технических разработок, уверены эксперты.
В США научными разработками в интересах обороны занимаются около 12 тыс. ученых, подчеркивает Цыганок. Если с помощью ФПИ получится объединить усилия хотя бы 1,2 тыс. российских ученых, то положительный эффект не замедлит проявиться. «Замыкаться только на Минобороны нельзя. Военное ведомство, к сожалению, в результате реформ растеряло научные кадры. Статус военных ученых резко снизился. Если раньше на кафедрах военных вузов преподавали генералы и полковники, то теперь – майоры, в лучшем случае имеющие опыт командования батальоном», – замечает Цыганок.
ФПИ, который Рогозин называет «техническим хищником», создается по образу и подобию американской Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA), с конца 50-х годов прошлого века специализирующейся на разработке новых технологий для армейских и национальных нужд. Основное направление деятельности DARPA – краткосрочные (2–4-летние) проекты, разрабатываемые небольшими командами. Сегодня в штате организации около 240 сотрудников, а годовой бюджет превышает
3 млрд. долл. Как проявит себя в деле российский аналог DARPA, покажет будущее. Причем ближайшее. Во всяком случае Дмитрий Рогозин твердо верит, что создание ФПИ займет считанные месяцы.