В ведомстве Максима Топилина обещают не ущемлять пенсионные права граждан.
Фото PhotoXPress.ru
Осенью этого года должна быть обнародована «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года». Между тем, как показывает практика, ведомства пока не могут озвучить сколько-нибудь непротиворечивые цели новой пенсионной реформы. Пока дело ограничивается лишь «информационными вбросами» для прощупывания общественного мнения: то о повышении пенсионного возраста, то о повышении стажа. Минтруд вчера открестился от проекта драконовской реформы, новость о котором ранее просочилась в прессу.
Минтруд отмежевался от чрезвычайно жесткого варианта пенсионной реформы, который предусматривает увеличение необходимого трудового стажа сразу в 8–9 раз – до 40–45 лет (см. «НГ» от 25.06.12).
Также, согласно данным информагентств, ведомство Максима Топилина предлагало изменить ставку страховых взносов с 26% до 20% и распространить ее на зарплаты до 1 млн. руб. в год. Однако вчера представители Минтруда сообщили «НГ», что в прессу попал устаревший вариант из рабочей переписки с правительством, который не является окончательным проектом пенсионной реформы. Предложения по реформе пока прорабатываются, они будут представлены в ходе публичных обсуждений в ближайшее время.
Официальный комментарий Минтруда гласит: «Пенсионная система должна быть трехуровневой: включать государственную страховую систему, корпоративный компонент и личные накопления. Также министерство предлагает реформировать институт досрочных пенсий. При этом люди, работающие во вредных условиях труда, ни в коем случае не должны потерять свои пенсионные права. Речь идет о введении страхового тарифа для тех предприятий, которые сохраняют вредные и опасные рабочие места с учетом переходного периода. В ближайшее время министерство начнет общественные дискуссии по поводу этих и других предложений. Найденные в ходе диалога решения войдут в «Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года», которая должна быть представлена правительству до 1 октября. При работе над «Стратегией» министерство исходит из того, что любые изменения пенсионной системы не должны быть направлены на ущемление пенсионных прав граждан, установленных действующим законодательством».
Уточнить, о каких именно правах идет речь, ведомство вчера не смогло. Поэтому остается лишь предположить, что под неущемлением пенсионных прав граждан ведомство понимает сохранение и «неухудшение» при любых обстоятельствах тех параметров пенсионной системы, которые есть сейчас, то есть прежде всего существующего пенсионного возраста, нынешнего коэффициента замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате). И тогда возникает вопрос: зачем что-то менять, если, исходя из слов чиновников, они не собираются ничего ухудшать?
В начале нулевых власти РФ уже провели масштабную пенсионную реформу: заработал страховой принцип, появился обязательный накопительный компонент, были конвертированы пенсионные права советского времени, стаж перестал играть ключевую роль в определении размера пенсий. Однако спустя некоторое время чиновники начали обсуждать новые пенсионные преобразования. Весной 2011 года Татьяна Голикова представила доклад о результатах пенсионной реформы, которые в целом оказались неутешительными, и о перспективах развития пенсионной системы РФ с учетом влияния кризиса. Теперь новую «Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2050 года» планируется обнародовать в октябре 2012-го.
До октября времени осталось немного. Однако пока чиновники не готовы даже объявить настоящие цели новой реформы. Что именно хотят сделать реформаторы: ликвидировать текущий дефицит Пенсионного фонда (ПФ), сократить трансферты из бюджета в ПФ, увеличить пенсии или обязательно поднять пенсионный возраст, чтобы избежать каких-то негативных событий в отдаленном будущем? Четкого ответа на этот очевидный вопрос пока нет. Как заявлял ранее замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин, любые изменения в пенсионной системе должны иметь целью рост размера пенсий. Совсем другие цели видят экс-министр Алексей Кудрин и его постоянный консультант, руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Они назвали действующую пенсионную систему РФ «финансовой пирамидой»: «Каждое поколение платит больше, чем предыдущее, и получает больше, чем уплатило». По их мнению, нужно сократить численность пенсионеров (см. «НГ» от 01.06.12). Глава Минфина Антон Силуанов до последнего времени также высказывался в пользу повышения пенсионного возраста и лишь недавно формально отказался от этой идеи (см. «НГ» от 20.06.12).
Похоже, власти пока сами не решили, как «помягче» объяснить населению, что они хотят частично снять с себя ответственность за обеспечение достойной старости россиян. Отсюда постоянные «информационные вбросы»: то о повышении пенсионного возраста как уже свершившемся факте, то об увеличении стажа. «Общественное мнение целенаправленно готовится к повышению пенсионного возраста и минимального стажа. Видимо, власть уже приняла принципиальное решение, а поскольку выборы только что прошли, самое время для реализации непопулярных мер», – полагает гендиректор группы «Уральский союз» Мария Ризванова. «Сейчас пенсионную реформу рассматривают как возможность снизить дефицит бюджета, поэтому налоги будут в конечном итоге увеличиваться, а права будущих и сегодняшних пенсионеров – уменьшаться. Социальные обязательства по факту рассматриваются государством как лишние траты, которые нужно различными путями сокращать», – считает ведущий консультант управляющей компании «Солид менеджмент» Сергей Звенигородский.
Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин видит корень проблем в том, что участники дискуссий вокруг пенсионной реформы предполагают наличие «жертвы» в лице либо пенсионеров, либо налогоплательщиков, либо госбюджета и т.д. «Идея, что пенсионные деньги, как и любой другой капитал, должны работать и приумножать себя сами, игнорируется. Немалый вклад в это внесли негосударственные пенсионные фонды с их не слишком хорошими показателями работы. Почти за каждым новым вариантом пенсионной реформы лежит распределительная философия, когда главным источником пенсионных выплат мыслятся взносы ныне работающего поколения, а вовсе не работающий капитал, накопленный и приумноженный за те 40 или более лет, пока человек выплачивал пенсионные взносы», – поясняет Сергей Шандыбин.