Алексей Кудрин выступает на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Фото Reuters
Власти готовы встретить новую волну кризиса, вооружившись рецептами 2008–2009 года, которые включали госгарантии, накачку банков, запрет увольнений и помощь корпорациям. На этой неделе министры утвердят эти пакеты антикризисных мер. Но независимые экономисты считают такую подготовку неправильной – ведь эти рецепты не спасли страну от рекордного падения ВВП. Кроме того, эти меры сложно назвать антикризисными – они лишь смягчили на короткое время экономический шок.
Правительство РФ на этой неделе рассмотрит пакеты антикризисных мер, которые могут понадобиться в случае ухудшения ситуации в экономике, сообщил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов агентству Прайм в кулуарах Петербургского международного форума (ПМЭФ).
«У нас будет два пакета, часть решений обсудим на президиуме правительства в понедельник, а часть – на заседании правительства в четверг. У нас будет два пакета законов и постановлений правительства», – сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он добавил, что сумма средств, которые смогут быть потрачены в рамках антикризисных мер, будет заложена в законе о федеральном бюджете.
Основным антикризисным механизмом российских властей может стать предоставление ликвидности банкам, тогда как госгарантии будут предоставляться в исключительных ситуациях и это будет в общем объеме антикризисных мер небольшой ресурс, сообщил Игорь Шувалов в интервью радиостанции Business FM. Для выдачи госгарантий выпущен приказ Минэкономразвития, который регламентирует работу министерской комиссии, рассматривающей просьбы компаний. Ранее глава Минфина Антон Силуанов сообщал, что в бюджете на 2012 год выделено 107 млрд. руб. на госгарантии предприятиям. Еще не распределенными остаются около 80 млрд. руб.
Между тем экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, что вторая волна кризиса может качественно отличаться от первой. На фоне исчерпавших себя мер денежной накачки она может быть более продолжительной. «В Европе уже зафиксировано падение ВВП, и это плохой признак, и хотя это региональный кризис, но он может потянуть и другие регионы», – считает он. «Если региональный экономический кризис будет проходить остро, а он будет проходить остро, то возможен пересмотр ВВП и в других странах, а это уже признак второй волны глобального экономического кризиса», – заявил бывший министр.
Кудрин обратил внимание на мнение некоторых наблюдателей о наличии предпосылок для того, что вторая волна кризиса будет не такой тяжелой. «Но он может быть и более тяжелым и продолжительным», – сказал Кудрин. «Для России это означает падение доходов от экспорта углеводородов и, следовательно, общее снижение доходов», – заявил он. «Поддержать российскую экономику можно было бы из Резервного фонда, но в отличие от того, каким был его размер еще несколько лет назад, его может хватить на непродолжительное время, и если европейский кризис продлится долго, средств фонда точно не хватит», – считает он. «В таком случае нужно уже сейчас сокращать бюджетные расходы и более эффективно расходовать средства по госпрограммам», – считает эксперт. «Резервы здесь, поверьте, очень значительные», – уверен Кудрин.
Дискуссию Кудрина с правительством о готовности к кризису независимые экономисты оценили в целом в пользу аргументов экс-министра. «Опасения Кудрина не лишены оснований. Тем более что действия властей в 2008–2009 годах можно назвать лишь смягчающими, но никак не антикризисными. Накачка банков деньгами или помощь предприятиям не выводили экономику из кризиса, а лишь откладывали его обострение», – считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. По его словам, нынешний кризис вызван не дефицитом ликвидности, а недостаточной конкурентоспособностью многих европейских стран, в том числе и России.
«Настоящему выходу из кризиса будет способствовать резкий рост производительности труда», – говорит Ясин, который советует инвестировать не в традиционные строительные проекты, а в «серьезные проекты, которые обеспечивают рост производительности труда».
Между тем многие экономисты называют нынешнюю ситуацию в развитых странах как «кризис доверия», когда рынки охватывает неверие в платежеспособность агентов. Поиск рациональной стратегии в таких условиях для российского правительства – задача непростая.
«Вторая волна кризиса для России будет означать резкое падение внешнего спроса, которое сопровождается и падением цен на товары российского экспорта. Нас ожидает падение производства в Европе, замедление в Китае и Индии. Поэтому в России нужно делать ставку на стимулирование внутреннего спроса», – считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, вторая волна кризиса может оказаться более продолжительной и более чувствительной для российской экономики. Однако рассчитывать на традиционные антикризисные рецепты, которые правительство опробовало в 2008–2009 годах, сегодня не стоит. «Наши антикризисные меры не смогли предотвратить рекордный спад экономики на 7,8% ВВП, чего не было ни в одной из стран «двадцатки». Поэтому трудно согласиться с теми чиновниками, которые говорят, что они готовы во всеоружии встретить новую волну кризиса. Скорее наоборот – они так и не смогли извлечь уроков во время первой волны», – заключает Николаев.