Далеко не все ударники советских строек получают сегодня заслуженные ими пенсии.
Фото UPG/PhotoXPress.ru
Благая инициатива Москвы – создать в СНГ единое пенсионное пространство – пока наталкивается на претензии и непонимание в странах Содружества. Политики в соседних странах выдвигают претензии к России, но одновременно отказываются разрушать пенсионные границы между Россией, Украиной, Молдавией или Арменией. Похоже, жители бывшего СССР обречены постоянно изобретать хитрые схемы получения заработанных пенсий.
«Мечтать не вредно, но это очень сложная проблема. Конечно, если перейти на фиксированные пенсии, то вопрос будет решать гораздо проще. Но пока этого нет, – отметила вчера в ходе видеомоста Москва–Киев–Кишинев–Ереван, организованного РИА Новости, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН профессор Людмила Ржаницына. – И потом – что такое «единое пространство»? Если это единая система – один подход, а если под этим подразумеваются правовые соглашения, то, извините…»
Напомним, что в администрации президента РФ сформировано новое управление по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией, которое возглавил бывший замминистра здравоохранения и соцразвития Юрий Воронин. Управление, которое курирует экс-глава Минздравсоцразвития, а ныне помощник президента Татьяна Голикова, будет добиваться «более предметного сотрудничества посредством реализации конкретных, преимущественно социальных, а также точечных экономических проектов, которые будут интересны странам Содружества».
В частности, планируется помочь независимым и суверенным государствам «создать современные финансовую и пенсионную инфраструктуры», а также «гармонизировать системы социальной защиты». Среди конкретных проектов Воронин назвал, в частности, создание единого пенсионного пространства стран СНГ, когда люди могут зарабатывать и реализовывать свои пенсионные права на равных условиях в любом из государств Содружества. Проблема в том, что сами государства, по крайней мере на уровне экспертов, пока не горят желанием войти в это самое «единое пространство».
Исполнительный директор Фонда Блейзера (Украина) Олег Устенко по этому поводу все больше недоумевает. «Зачем это надо? Это может быть частью куда большей по масштабам инициативы, – отмечает он. – Если бы реализовывались глобальные вопросы: единая фискальная политика, единый рынок трудовых ресурсов, тогда «да». Но рассматривать подобные инициативы нет никакого смысла. Скорее всего вещь неплохая, но кто будет платить за ее реализацию? Явно никто, кроме России. Но нужно понимать, что тогда придется оплачивать чек, который обязательно будет предъявлен теми же украинцами, работавшими в советское время в России».
В свою очередь, первый заместитель председателя комитета по вопросам бюджета Верховной Рады Украины Владислав Лукьянов также указывает на проблемные моменты. «Как быть с теми украинскими гражданами, которые работали на строительстве Байкало-Амурской магистрали или на нефтепромыслах Тюмени, где им год работы засчитывался за два?» – вопрошает он. По его словам, пока что Украина однозначно не готова входить в этот проект.
Завсекцией Института экономики, финансов и статистики Академии наук Молдавии Анатолий Рожко пояснил, что идея воспринята с большим энтузиазмом, учитывая, что Молдавия – страна трудовых мигрантов, большая часть которых трудятся в России и в Украине. «Так что мы идею поддерживаем, по крайней мере на уровне экспертного сообщества, – продолжает он. – Конечно, у нас и пенсионный возраст выше (для женщин – 57 лет, мужчин – 62 года. – «НГ»), и другие проблемы есть. Например, средняя пенсия в Молдавии – 80 долларов, что почти в 3,5 раза ниже, чем в России. Но проблему необходимо решать комплексно. И здесь я согласен с украинскими коллегами о том, что нужен единый рынок труда».
Примечательно, что российскую идею с крайней осторожностью воспринимают даже в Армении. «У меня такое впечатление, что мы находимся не в 2012-м, а в 2030 году. Идея прекрасная, но нужно быть реалистами, – заявил руководитель аналитического центра «Альтернатива» Татул Манасерян. – Похоже, что политика в этом вопросе берет верх над экономикой. Зоны свободной торговли создать пока не удалось, то же самое касается и рынка трудовых ресурсов. Именно эти вопросы и необходимо решать, а начинать с пенсий преждевременно. Единое пенсионное пространство должно быть частью других интеграционных процессов». Впрочем, главный редактор журнала «Пенсионные деньги» Александр Хачиян полагает, что с технической стороны идея вполне реализуема. «Вопрос лишь во времени и желании властей пойти навстречу», – отмечает он.
Заведующий отделом Института социально-политических исследований РАН Игорь Богданов пояснил, что в той же Украине максимальная пенсия не может превышать минимальную более чем в 10 раз. Сегодня «минималка» составляет 1 тысячу гривен – порядка 4 тысяч рублей. Зато нет никаких скидок. «Тогда как в России судья может получать пенсию в 70 тысяч рублей, а бывший депутат Госдумы – 100 тысяч рублей», – посетовал он.
Между тем жители стран СНГ недоумевают: почему проблем трансграничных выплат пенсий не существует в развитых странах и что мешает соседям России создать аналогичные механизмы?