Дмитрий Медведев возглавил президиум Совета по модернизации.
Фото с официального сайта президента РФ
Владимир Путин упразднил президентскую комиссию по модернизации, которую создал в мае 2009 года президент Дмитрий Медведев. Вместо этой комиссии Путин создал совет по модернизации с совещательными функциями, который сам и возглавил. Нынешний премьер Дмитрий Медведев назначен председателем президиума нового Совета по модернизации. Эксперты напоминают, что за три года прогресса в деле модернизации экономики достигнуто не было. Поэтому значимых последствий создания нового президентского совета они не ожидают.
Вечером в понедельник президент Владимир Путин подписал указ о Совете по модернизации экономики и инновационному развитию России и сам возглавил его. Одновременно этим же указом была упразднена президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики. Эту комиссию создал в мае 2009 года тогдашний президент Дмитрий Медведев.
Для решения «текущих вопросов деятельности» нового совета президент сформировал специальный президиум. В него вошли Дмитрий Медведев, вице-премьеры Владислав Сурков и Аркадий Дворкович, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, глава Минфина Антон Силуанов и гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. Кроме того, в состав президиума вошли глава Евразхолдинга Александр Абрамов, президент Фонда новых технологий Виктор Вексельберг, помощник президента Эльвира Набиуллина, глава Ассоциации инновационных регионов – президент Татарстана Рустам Минниханов и ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской. В состав президиума был записан и президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко. Однако ушел в отставку еще до официальной публикации указа Владимира Путина.
Президентский Совет по модернизации создается всего через несколько дней после учреждения комиссии по стратегическому развитию ТЭКа, которую возглавили Владимир Путин и Игорь Сечин (см. «НГ» от 18.06.12). При этом очевидны различия между этими структурами. В положении о комиссии Путина–Сечина прямо указано, что ее решения обязательны для исполнения, в том числе и для правительства. Совет же по модернизации прямо назван совещательным органом. Решения совета не являются обязательными и могут быть воплощены в жизнь только после соответствующих распоряжений правительства или президента. Впрочем, скептическое отношение экспертов к Совету по модернизации объясняется вовсе не формальным снижением уровня тех или иных бюрократических структур.
«Можно предположить, что переименованием комиссии в совет президент хотел подтвердить, что тема модернизации по-прежнему жива и актуальна. В предвыборный период о ней немного подзабыли, но те задачи, под которые создавалась первая комиссия, так и не были решены. Может быть, у нового совета дела пойдут лучше, – говорит ведущий эксперт Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. – Многие предприятия сейчас готовятся к новому витку кризиса, поэтому проекты по модернизации и автоматизации производств откладываются. Но именно новые производства и новые технологии помогли бы России наконец-то уйти от нефтяной зависимости». Пока же наша экономика по уровню развития технологий или степени внедрения инноваций почти не приблизилась к развитым и развивающимся странам.
Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Трейд-Портал» Алексей Рыбаков не ждет никаких изменений, так как изменилось всего лишь название органа, а не методы и эффективность работы.
«Если взглянуть на динамику выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью в конкурентных и наукоемких отраслях, то предположения о каком-либо прогрессе отпадут в одночасье, – отмечает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Трейд-Портал» Алексей Рыбаков. – Если верить Росстату, то удручающая ситуация складывается в обрабатывающей промышленности. Бюрократические изменения в президентских структурах эксперт объясняет тем, что приоритетом является развитие ТЭКа, а инновации в других отраслях носят «факультативный» характер».
«Я не жду каких-то изменений в экономике в связи с преобразованием Комиссии по модернизации в Совет. На переименование «милиции» в «полицию» тоже возлагали много надежд, но, как показала практика, в деятельности правоохранительных органов мало что изменилось», – напоминает вице-президент Спартак-Банка Павел Геннель. По его словам, за последние годы «модернизация так и не случилась, а число верующих в нее закономерно сократилось практически до размера самой комиссии».