0
2733
Газета Экономика Интернет-версия

20.06.2012 00:00:00

Готовность России к кризису оценили по-разному

Тэги: экономика, бюджет, кризис


экономика, бюджет, кризис Министр финансов Антон Силуанов обещает создать новый Резервный фонд в объеме 500 миллиардов рублей.
Фото РИА Новости

Глава Минфина Антон Силуанов и первый вице-премьер Игорь Шувалов одновременно опубликовали интервью в ведущих деловых изданиях, где убеждают читателей в надежности российских государственных финансов. При этом глава Минфина впервые публично отказался от идеи повышения пенсионного возраста, на чем ведомство настаивало последние несколько лет. Однако по расчетам независимых экономистов Россия сегодня готова к кризису гораздо хуже, чем накануне кризиса 2008 года.

Российское правительство демонстрирует уверенность в своей подготовленности к обострению кризиса. В частности, министр финансов Антон Силуанов выступил в иностранной прессе с сенсационной новостью. В своем интервью Financial Times он сообщил, что Минфин отказался от идеи повышать пенсионный возраст в ходе реформы пенсионной системы. Это действительно поворотный момент в обсуждении реформы, ведь Минфин традиционно выступает за отсрочку выхода граждан на пенсию. Еще совсем недавно ведомство предлагало с 2015 года повысить пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин до 63 лет.

В то же время российское правительство продолжит финансировать антикризисные меры. По словам Силуанова, правительство согласилось с этой целью создать резервный механизм объемом 500 млрд. руб., или 15,4 млрд. долл. «Эти средства пойдут на поддержку социально незащищенных слоев населения, системно важных компаний», – уточнил министр. Напомним, в начале июня Минфин предложил заложить в бюджете 2013 года ряд антикризисных механизмов и создать внутри бюджета специальный резерв на случай форс-мажора.

Одновременно с Силуановым выступил в иностранной прессе и первый вице-премьер Игорь Шувалов. В интервью Wall Street Journal он заявил, что, если цены на нефть упадут ниже 90 долл. за баррель, тогда российские власти будут вынуждены пойти на более серьезную консолидацию бюджета. При уровне же в 90 долл. за баррель Россия чувствует себя «более или менее нормально», добавил Шувалов. По итогам мая средняя цена на нефть марки Urals, которую экспортирует Россия, составила 108,86 долл. за баррель.

Российские чиновники стараются показать, что наша экономика готова встретить новое обострение кризиса. В понедельник в мексиканской газете El Universal вышла статья президента Владимира Путина, приуроченная к проходящему в Мексике саммиту G20. Отметив, что до сих пор не решены системные проблемы, вызвавшие кризис 2008 года, и что негативные сигналы рынков в последние месяцы, видимо, нарастают, Владимир Путин задался в статье вопросом о перспективах России. «Россия, являясь шестой экономикой в мире по паритету покупательской способности, за последние годы укрепила свою финансово-бюджетную систему. Мы на третьем месте по золотовалютным запасам. Темпы роста отечественной экономики – 4,3% – самые высокие среди крупнейших экономик Европы. Сегодня в отличие от 2008 года национальная банковская система более устойчива к колебаниям на мировом финансовом рынке», – сделал вывод президент.

Однако экономисты придерживаются иного мнения. Центр развития Высшей школы экономики опубликовал индикаторы «готовности» России к кризису. Они сравнили ситуацию в экономике, которая наблюдалась в апреле 2008 года (до кризиса) и в апреле 2012-го. Сравнительный анализ показал, что не все так надежно в российской экономике. Может быть, банковская система действительно чувствует себя увереннее, чем раньше, однако федеральный бюджет выглядит очень уязвимым – особенно на фоне так и не решенных структурных проблем российской экономики.

Пожалуй, единственными показателем, свидетельствующим, что Россия сейчас лучше подготовлена к кризису, чем четыре года назад, стал уровень внешнего корпоративного долга. Если в апреле 2008 года он составлял 31,4% ВВП, то в апреле 2012-го – 27,5% ВВП. По другим показателям Россия ослабла.

Так, ненефтегазовое сальдо российского бюджета (разница между нефтегазовыми и несырьевыми доходами) в апреле 2008 года составляло минус 2% ВВП, а в апреле этого года оно стало минус 12,4% ВВП. Это доказательство возросшей зависимости бюджета от нефтяной иглы. Расходы федерального бюджета достигли в апреле 2012-го 23,5% ВВП против 15,7% ВВП четыре года назад. Объем Резервного фонда сократился за четыре года с 8,5% ВВП до 3,3% ВВП. В апреле 2008 года Россия получила чистый приток капитала в годовом исчислении на уровне 45,7 млрд. долл. В апреле 2012-го из страны утекло в годовом исчислении 93 млрд. долл.

Антикризисная программа в 2008–2009 годах сводилась в первую очередь к вливанию денег в банковскую систему – с целью избежать банкротства российских компаний и их перехода в руки иностранных заемщиков. Также правительство активно наращивало расходы бюджета – в том числе для выплат пенсионерам и бюджетникам, реализовывало программы поддержки занятости, поддерживало некоторые крупные предприятия. Финансирование антикризисной программы оценивалось примерно в 3 трлн. руб. Сейчас правительство, судя по всему, готово к новой накачке экономики деньгами. При этом ключевые структурные проблемы, по-видимому, останутся нерешенными. Опрошенные «НГ» эксперты предсказывают дальнейшее разрастание социальных обязательств и финансирования не всегда эффективных предприятий, уставный капитал которых сформирован при госучастии.

Создание резервных фондов, по сути, является перекладыванием средств из кармана в карман и носит технический характер, указывает ведущий эксперт департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов. По мнению эксперта, главными антикризисными и профилактическими мерами сейчас должны стать непосредственное создание рабочих мест и стимулирование бизнеса к увеличению количества занятых. Помогут в этом повышение прозрачности принимаемых государством решений и налаживание качественной обратной связи с бизнесом.

«Основная проблема антикризисных и любых других долгосрочных макроэкономических мер, принимаемых на уровне правительства, заключается в том, что они разрабатываются и планируются в одном пространстве, а деловое сообщество живет как бы в другом пространстве», – замечает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.

Председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис обращает внимание на хронические недуги российской экономики – прежде всего на растущую вопреки лозунгам властей зависимость бюджета от нефтяных цен.


Первый вице-премьер Игорь Шувалов обещает консолидацию бюджета.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Между тем некоторые эксперты все же не теряют оптимизма. «Россия может встретить новый кризис в состоянии, сравнимом с 2008 годом: есть Резервный фонд, но структура экономики осталась прежней. Разница лишь в том, что, имея за плечами опыт предыдущего кризиса, правительство сможет более оперативно и конструктивно реагировать на новый», – считает руководитель отдела бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев.

«Частный сектор – как компании, так и физические лица – сейчас готов к кризису лучше, чем в 2008–2009 годах. Тогда кризису предшествовало несколько лет безудержного накопления кредитов домохозяйствами и корпоративным сектором, тогда был период перегрева экономики, необдуманных инвестиций, пузыря на рынке недвижимости. Сейчас этот маховик еще не успел раскрутиться так же сильно, да и поведение всех экономических агентов стало более осторожным. Так что в этом отношении российскую экономику можно назвать лучше готовой к кризису», – рассуждает аналитик компании «Allianz Росно Управление активами» Ариэл Черный.

Другое дело, что с 2008 года государству пришлось принять на себя значительные обязательства для поддержки экономики и населения. «Основные риски сейчас исходят со стороны бюджета. За счет чего будет компенсироваться дефицит в случае падения цен на нефть? Если случится кризис, то он будет обусловлен внешними по отношению к России причинами, и к этому внешнему шоку государственный сектор очень уязвим. Мерами внутренней политики преодолеть негативные последствия этого внешнего шока будет сложно», – резюмирует эксперт.

Сравнение показателей готовности к кризису в 2008 и 2012 годах
Показатель Апрель 2008 года Апрель 2012 года
Доля нефтегазовых поступлений в доходах федерального бюджета, в %
45,6

52
Расходы федерального бюджета, в % ВВП 15,7 23,5
Объем Резервного фонда, в % ВВП 8,5 3,3
Доля выплат из бюджета в доходах населения, в %* 22,2 27,5
Ненефтегазовое сальдо федерального бюджета, в % ВВП –2 –12,4
Прирост кредитов населению за последние 12 месяцев, в % 56,6 41,1
Прирост выпуска базовых видов экономической деятельности в среднем за три месяца, в %**
0,23

–0,19
Внешний корпоративный долг, в % ВВП*** 31,4 27,5
Объем предстоящего погашения внешнего корпоративного долга в ближайшие 12 месяцев, млрд. долл.***
137,6

93
Чистый приток капитала за последние 12 месяцев, млрд. долл. 45,7 –93
Международные резервы, млрд. долл. 532,5 524,4
Цена на нефть, долл. за барр. 104,4 118,0
Курс доллара (среднее за месяц) 23,51 29,50
* По данным за январь–март; ** Среднемесячный прирост за февраль–апрель; *** По состоянию на март. Источник: Росстат, Минфин, Центробанк, Центр развития ВШЭ

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
651
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
343
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
296
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
342

Другие новости