Строительство Московского метрополитена пока обходится без иностранцев.
Фото с сайта www.mos.ru
Список иностранцев, которые хотят строить московское метро, пополнили китайцы. Об этом в конце прошлой недели объявили столичные власти. Ранее чиновники говорили о привлечении современных транспортных технологий от немецких, корейских и канадских фирм. Теперь же речь идет о привлечении китайских денег.
Иностранные банки и китайские инвесторы проявляют большой интерес к строительству метрополитена, дорог и гостиниц в Москве, сообщил на пресс-конференции в пятницу глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев. «Есть инвесторы, готовые участвовать в строительстве метрополитена, как подрядчики, так и кредиторы. Много иностранных инвесторов готовы строить гостиницы», – цитирует чиновника агентство Прайм.
В московском представительстве Банка развития Китая назвали несколько крупных проектов столицы, в которых могут принять участие китайские инвесторы. «Это строительство метрополитена, северного и южного дублеров Кутузовского проспекта, Малого кольца Московской железной дороги, линий скоростного трамвая, а также эстакадной железной дороги, соединяющей московские аэропорты», – сообщают в Москомстройинвесте. Китайские инвесторы интересуются проектированием и строительством транспортно-пересадочных узлов, а также инфраструктурных объектов на присоединяемых к Москве территориях.
«Мы уже неоднократно заявляли, что ухудшения инвестиционного климата не наблюдаем. Наоборот, наблюдаем рост, и притом значительный. Это говорит о том, что возросло количество обращений к органам власти и за разрешениями на строительство, и за получением градостроительной документации», – заявил Тимофеев. «Очень много обращений от зарубежных инвесторов – это Финляндия, Швеция, Китай, Германия, Италия, Сингапур», – перечисляет чиновник. Он добавил, что инвесторы в первую очередь хотят вкладываться в долгосрочные инфраструктурные проекты. Иностранцев интересует строительство платных автодорог, метрополитена, новых видов транспорта – таких, например, как легкий трамвай.
О привлечении иностранцев к строительству московского метро чиновники говорят уже не первый год. Мэр столицы Сергей Собянин заявил, что Москве нужно было провести международный конкурс для привлечения иностранных компаний к строительству метро еще в ноябре 2010 года. А осенью прошлого года столичные власти говорили о привлечении к строительству двух новых линий метрополитена корейской компании Hyundai и канадской компании Bombardier. О таких перспективах, в частности, рассказывал замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Юрий Мазикин (см. «НГ» от 12.10.11). По его словам, «в строительстве новых линий метрополитена могут принять участие инвесторы, в том числе на концессионной основе». То есть речь идет не только о проектировании и строительстве линий московского метро иностранцами, но и о дальнейшей эксплуатации в течение установленного срока с получением от этого доходов.
Иностранцы могут взять на себя и производство новых вагонов. По данным Мазикина, многие вагоны столичной подземки морально и технически износились, затраты на их ремонт составляют порой 30–50% от стоимости новых вагонов. Сейчас основным поставщиком вагонов является «Метровагонмаш», однако скоро у него могут появиться немецкие конкуренты в лице компании Siemens, которая готова вложить в развитие машиностроительного производства более 1 млрд. евро.