Японии предрекают экономический закат.
Фото Reuters
Пока Европа пытается решить долговые проблемы Греции и Испании, новый рекорд внутреннего госдолга установила Япония. Государственный долг Страны восходящего солнца перед собственными корпорациями и населением составляет сегодня более 200% ВВП. Инвесторы уверены: гигантский долговой пузырь может лопнуть уже в 2017 году, и виноватой в этом, вероятно, окажется нестабильная Европа. Пока японские власти пытаются решить проблему за счет увеличения налогов, но эксперты считают это не лучшим лекарством и уже не верят в иену как в надежный актив.
Японская экономика может обрушиться уже в 2017 году – раньше европейской. Поэтому некоторые инвесторы полагают, что иена – больше не надежный актив и от нее лучше избавляться в пользу прежде всего американских долларов. В частности, как передает агентство Bloomberg, с таким мнением выступил в конце прошлой недели бывший советник Джорджа Сороса, президент инвесткомпании Fujimaki Japan Такеси Фудзимаки.
Наибольшее опасение у инвесторов вызывает колоссальный японский госдолг. В 2011 финансовом году, который закончился 31 марта 2012 года, общий госдолг составил около 12 трлн. долл. Эта сумма почти вдвое превышает ВВП всего государства. Согласно оценкам Международного валютного фонда, в 2012 году госдолг Японии составит около 236% ВВП, а к 2014 году он будет уже 245% ВВП. Тем самым Япония станет своеобразным рекордсменом среди развитых стран по уровню госдолга. Еще в 1984 году японский долг был на вполне безопасном уровне – немногим более 67% ВВП. По подсчетам экономистов, госдолг в расчете на каждого японца уже превышает 105 тыс. долл.
Правда, речь идет о внутренних долгах, поскольку японское государство занимало средства у национальных корпораций и у собственного населения – например, через страховые компании или пенсионные фонды. Обращалась за финансовой помощью Япония и к другим странам – в частности, к Китаю. Однако внешние займы составляют мизерную долю в общем объеме японских долгов.
«Долг Японии – это огромный пузырь, и он достиг таких размеров, что любая «маленькая иголка» может его проткнуть, – считает Фудзимаки. – У Японии нет выхода из сложившейся ситуации, кроме как объявить дефолт или спровоцировать гиперинфляцию». Именно последние европейские события как раз и могут стать той роковой «маленькой иголкой».
Напомним, в январе 2011 года – впервые с 2002 года – агентство Standard & Poor’s снизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии до «АА–» с «АА» с негативным прогнозом. Тогда же министр экономики и бюджетной политики Японии Каору Есано заявил, что, если страна не примет программу сокращения огромного госдолга, она лишится доверия инвесторов. В дальнейшем японское правительство разработало план по повышению налогов на потребление. Предлагалось поднять пятипроцентный налог на потребление до 10% к 2015 году. Случившаяся в Японии весной прошлого года катастрофа и авария на АЭС «Фукусима-1» лишь усугубили ситуацию с растущими бюджетными расходами.
Такая налоговая инициатива кажется довольно сомнительной и некоторым японским политикам, и иностранным наблюдателям. Ужесточение налогового бремени может обернуться затуханием промышленного производства и замедлением восстановления экономики после стихийного бедствия 2011 года.
Весной 2012-го агентство Standard and Poor’s подтвердило суверенный рейтинг Японии на уровне «АА–», сохранив негативный прогноз. Также в мае агентство Fitch понизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии – сразу на две ступени до отметки «А+». У рейтинговых агентств есть сомнения, что обсуждаемые правительством фискальные меры будут иметь ощутимый положительный эффект. Увеличение налога на потребление не решит структурных проблем японской экономики, заявляют в Standard and Poor’s. К структурным проблемам в агентстве отнесли несоответствие между системой социального обеспечения, старением населения и низким макроэкономическом ростом. В Fitch указали на политические риски налоговых мер.
Внимательно следят за японским долговым кризисом в том числе российские экономисты и бизнесмены. Они подтверждают, что дефолт японской экономики неизбежен, дискутировать можно лишь о его сроках. Но в отличие от Такеси Фудзимаки они полагают, что куда быстрее дефолт случится в Европе, чем в Японии. Более того, в Европе он уже фактически случился. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев призывает называть вещи своими именами: «Что такое реструктуризация греческих долгов? Это и есть дефолт, просто пролонгированный, оттянутый во времени». Важным показателем эксперт считает динамику промышленного производства: «В Италии промпроизводство в апреле этого года упало более чем на 9% по отношению к апрелю 2011 года. В Испании – более чем на 8%». В Японии такого падения не видно. Наоборот, в апреле 2012-го объем промпроизводства вырос в Японии примерно на 13% в годовом исчислении. Поэтому обострение проблем в японской экономике произойдет, но чуть позже, чем в Европе, считает эксперт.
Гендиректор управляющей компании «Солид Менеджмент» Юрий Новиков уверен, что иностранным инвесторам – европейским и российским – в принципе можно не беспокоиться из-за дефолта Японии, ведь они не участвовали в наращивании этой страной своих долгов. Хотя, конечно, такой дефолт станет очередным неприятным событием. Японии же придется как можно быстрее заняться решением ее хронических проблем. По мнению Новикова, налоговое ужесточение – не выход из сложившейся ситуации, наоборот, такая мера японской экономике сейчас противопоказана. Куда правильнее стимулировать рост спроса на японскую продукцию, «на японские услуги и умения» на внешних рынках, а не только на внутреннем рынке. И для этого надо использовать все имеющиеся варианты – от спроса на японские технологии и оборудование до спроса на японскую бытовую химию.