Дмитрий Медведев знакомится с оперативно-диспетчерской службой «Газпром межрегионгаза».
Фото с официального сайта правительства РФ
Премьер Дмитрий Медведев намерен усовершенствовать систему налогообложения нефтяной и газовой отрасли. С этой целью он пообещал сформировать гибкий фискальный механизм, который будет понятен инвесторам и будет работать без кардинальных изменений как минимум пять лет. Но главный вопрос – о справедливом налоговом бремени для всех участников энергорынка, включая «Газпром», – пока остается без ответа.
Вчера Дмитрий Медведев провел совещание по проблемам налогообложения нефтегазовой отрасли. Мероприятие состоялось в центральном офисе ООО «Газпром межрегионгаз», расположенном в подмосковном поселке с отраслевым названием Газопровод. Комплекс зданий, в котором размещается офис компании, и со стороны смотрится, мягко говоря, не бедно, а внутреннее убранство практически не уступает роскоши пятизвездочного отеля. Увиденное впечатляет. И сразу становится понятно, насколько успешно ведет дела компания, специализирующаяся на транспортировке газа с востока страны к западным ее границам.
Медведев на благополучие «Газпрома» покушать не стал. Он констатировал, что нефть и газ составляют до 72% в российском экспорте и приносят более 50% доходов федерального бюджета. Премьер провел детальный анализ ситуации в нефтяном секторе, «где есть свои достижения, однако существуют и проблемы». Планов громадье – до 2020 года нефтяные компании должны найти более 1,2 трлн. руб. для инвестиций в строительство и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов в рамках прошлогоднего соглашения между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтекомпаниями по программам строительства и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей. Нефтяники удостоились похвалы, но не доверия главы правительства, который поручил профильным ведомствам продолжить мониторинг модернизации НПЗ и обеспечить надлежащий контроль за выполнением договоренностей.
Глава Минэнерго Александр Новак заверил – контроль не ослабнет. Мониторинг будет проводиться в ежеквартальном режиме. Другое его заявление носило менее декларативный характер. Министр высказался за создание единой методики предоставления льгот по разработке и освоению нефтяных месторождений как на шельфе Арктики, так и в труднодоступных районах Восточной Сибири. Это должно мотивировать инвесторов к участию в этих затратных проектах.
Того же мнения придерживается и Медведев, призвавший сформировать более гибкий фискальный механизм для повышения привлекательности инвестиций в нефтяной сектор. Причем этот механизм должен оставаться неизменным на протяжении долгого времени. Не менее пяти лет. Такой же принцип следует применить и для газовой отрасли, подчеркнул премьер. Этим обсуждение налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) в открытом режиме и ограничилось.
Между тем ситуация с НДПИ складывается непростая. Год назад, когда возник вопрос о целесообразности введения дифференцированной ставки НДПИ на газ, руководство «Газпрома» и «Новатэка» восприняло эту идею в штыки, уверяя, что отрасль неизбежно столкнется с серьезными проблемами. Инвестиции, дескать, будут сокращаться, что не лучшим образом скажется на смежных отраслях, разработка новых регионов будет под вопросом и т.п.
Как бы то ни было, но Алексей Кудрин, на тот момент вице-премьер, министр финансов, добился частичной победы. Ставка НДПИ на газ, заниженная по сравнению со ставкой НДПИ на нефть в 13 раз (в пересчете на тонну нефтяного эквивалента), поскольку она не повышалась в период с 2005 по 2010 год, несколько выросла. Однако и после этого НДПИ в цене газа продолжает занимать значительно меньшую долю, чем НДПИ в цене нефти, что побуждает нового главу Минфина Антона Силуанова к действиям.
«Интересы нефтегазовой отрасли очень часто не совпадают с интересами Минфина и федерального бюджета», – комментирует ситуацию партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Он подтвердил – газовый сектор сегодня находится в более привилегированном положении, чем другие сектора экономики. В частности, налоговое бремя у газовиков в два раза ниже, чем в нефтянке. В то же время Крутихин не исключил, что последствия от повышения НДПИ окажутся тяжелыми как для населения, так и для предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Например, резко вырастут затраты на производство минеральных удобрений, что сделает их неконкурентоспособными на мировом рынке, отметил эксперт.
«Разработка месторождений Ямала и Восточной Сибири требует высоких капитальных затрат. К примеру, точка безубыточности для Мессояхского месторождения без льгот находится на уровне 85 долл. за баррель. А для получения приемлемой внутренней нормы доходности в 15–16% цены на нефть должны стабильно находиться в районе 105–110 долларов за баррель», – говорит аналитик компании Ray, Man & Gor Securities Дарья Козлова. Она считает, что бюджет должен решать проблемы наполняемости за счет других отраслей, в том числе – и газовой.
В свою очередь, старший юрист фирмы CMS в России Гайк Сафарян предложил взглянуть на налоговую систему нефтегазового сектора России с точки зрения готовности властей избавить экономику от сырьевой зависимости. «Вопрос можно переформулировать следующим образом: хочет ли действующая власть избавиться от «голландской болезни», которая поразила всю российскую экономику и уже носит хронический характер? Если да, то выбора, кроме как отменить льготы и преференции для нефтегазового сектора, не остается. Проблема в том, что российское общество в целом и власть в частности морально не готовы к такому решению», – подчеркивает юрист.
Итоги вчерашнего совещания сообщил журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович. Новость такая: правительство с 1 июля будущего года может ввести сбалансированную ставку НДПИ на газ, учитывающую рост внутренних цен и рентабельность проектов, а с 2014 года – перейти на формулу, которая будет учитывать труднодоступность месторождений газа, расходы на транспортировку и сложность разработки месторождений. Впрочем, опорное слово в заявлении чиновника – «может». Следовательно, решение еще не окончательное, что фактически подтвердил представителям СМИ глава «Газпрома» Алексей Миллер. Точка может быть поставлена в сентябре – очередное совещание по этому вопросу назначено на начало осени.