У российских граждан снова растет доверие к доллару.
Фото Asif Hassan/AFP
Во втором квартале 2012 года курс рубля к доллару и евро находится на минимальной девальвации со времен 2008–2009 годов. Почему это происходит и чем это явление опасно для российской экономики?
Ключевым фактором падения национальной валюты можно считать снижение стоимости сырой нефти. Экономическая ситуация в ряде стран, потребляющих наибольшее количество энергетических ресурсов и тем самым определяющих их стоимость, остается тревожной. К известным проблемам еврозоны добавляется замедление экономики КНР, неснижающаяся безработица и умеренные темпы экономического роста в США. Если в начале 2012 года угроза прекращения поставок нефти из Ирана поддерживала цену нефти на высокой отметке, то в последние недели противопоставить плохой статистике уже нечего.
Сокращение притока нефтедолларов в Россию отрицательно влияет на стоимость валюты сразу по нескольким направлениям.
Прежде всего снижается предложение иностранной валюты – выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов. Также падает стоимость финансовых активов – акций и облигаций. Отчасти это связано со снижением способности государства выполнять бюджетные обязательства. В конечном итоге падение стоимости ценных бумаг ведет к некоторому снижению платежеспособности. Отчасти это связано с тем, что успех развития частного сектора зависит от стабильного притока нефтеденег, а сокращение притока средств снижает покупательную способность населения, инвестиционную активность предприятий… Инвесторы начинают выходить из рублевых активов и выводить средства в менее рискованные валютные, усиливая давление на рубль. Если учитывать существующую еще с 2011 года тенденцию вывода средств из России – все факторы, необходимые для ослабления рубля, налицо.
Насколько тревожна эта тенденция? Если говорить о прогнозах, то мы не считаем, что ослабление рубля будет иметь характер долгосрочного, устойчивого тренда. Прежде всего мы отмечаем, что ЦБ сохраняет большие возможности управления ситуацией на валютном рынке, которые пока не были задействованы. Если в 2009 году Центробанку удалось изменить ситуацию при цене нефти на уровне 60 долл. за баррель, то при 98 долл. за баррель в 2012-м это будет сделать проще.
Надо учитывать, что для государства ослабление рубля – достаточно выгодное явление. Бюджет, расходы которого измеряются в рублях, в значительной мере формируется за счет валютных поступлений. Девальвация рубля отчасти позволяет компенсировать потери от снижения цен рынка углеводородов (нефть с марта подешевела на 20%, рубль обесценился на 15%, то есть разрыв между рублевой и валютной выручкой от экспорта не столь велик, как снижение поступлений от экспорта нефти).
Кроме того, прогнозы стоимости нефти марки Brent на конец текущего года находятся на уровне 115 долл. за баррель, что уже сейчас позволяет считать ее недооцененной. Активные продажи на рынке углеводородов могут смениться столь же активными покупками, в случае если последующая экономическая статистика покажет более радужную картину.
Безусловно, мировая экономика сейчас переживает не самые лучшие времена, и говорить о том, что падение нефти и рубля закончится сегодня-завтра, слишком самонадеянно. Тем не менее мы рассчитываем, что во второй половине года пара рубль–доллар вернется в диапазон 30–31. По мере выхода мировой экономики из нынешнего состояния шансы российского рубля на рост по отношению как к доллару, так и к евро будут неуклонно повышаться.
Традиционным остается вопрос: в какой валюте хранить средства в период, аналогичный нынешнему? По нашему мнению, подобный вопрос имеет один ответ в любой период: структура сбережений должна определяться потребностями держателя. Минимизация риска здесь должна преобладать над стремлением получить прибыль. Если человеку предстоят значительные расходы в валюте – есть смысл накапливать средства именно в валюте. Если такой необходимости нет – рубль должен оставаться базовой денежной единицей сбережений. Это, возможно, не позволит получить прибыль от валютных колебаний, но защитит от необходимости перекраивать свой бюджет, увеличивая расходы выше плановых.