Британская British Petroleum готова к продаже части активов в России.
Фото Reuters
Британская British Petroleum (ВР) не отказалась от планов продажи своей доли в российской ТНК-ВР. В пресс-релизе ВР сообщается, что продажа возможна в связи с интересом потенциальных покупателей. В то же время не исключено, что сделка вообще может не состояться. Иностранцы понимают, что у ТНК-ВР без партнерства с российским государством маловато перспектив для развития. Но главное – они рассчитывают получить за этот актив рекордно высокую цену.
Кому BP хочет продать свою долю, в официальном пресс-релизе компании не говорится. А ее «кусок» в компании ТНК-ВР в полном смысле слова можно назвать лакомым. ТНК-ВР – одно из крупнейших российских частных нефтедобывающих предприятий. В 2011 году компания добыла более 84 млн. т нефти, чистая прибыль составила почти 9 млрд. долл. Британцам в ней принадлежит 50% акций, остальные 50% – собственность российского консорциума «Альфа-Акссес-Ренова» (ААР), за которым стоят Михаил Фридман, Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг.
Партнерские отношения между акционерами – AAР и BP – последние годы омрачились рядом конфликтов, связанных с управлением ТНК-ВР. Именно по этой причине с поста главы компании ушел Роберт Дадли. В 2011 году из-за несогласованной позиции владельцев ТНК-ВР сорвался обмен акциями «Роснефти» и BP, а всего неделю назад судьбу Дадли повторил Фридман, руководивший компанией последние три года.
В мае представители AAР заявляли о готовности как продать свою долю в ТНК-ВР, так и выкупить долю BP. Сумма потенциальной сделки не сообщалась. Ну а после того, как британцы объявили о своем решении, ААР сообщил о планах выкупить их долю. «Консорциум ААР намерен воспользоваться своим «правом первой ночи» и вступить в переговоры с ВР о выкупе ее доли в ТНК-ВР», – цитирует Агентство нефтяной информации главу ААР Стэна Половца.
Напомним, что у российского консорциума по закону есть приоритетное право вступить в переговоры с BP о выкупе акций, принадлежащих BP. В соответствии с этим правом устанавливается 135-дневный мораторий для BP на проведение какой-либо сделки с акциями ТНК-BP. Половец заверил, что у ААР не возникнет проблем с финансами. По его словам, «участники консорциума способны найти необходимые средства». К тому же есть предложения от банков о выделении кредитов.
Речь идет о серьезных деньгах. Доля британцев в ТНК-ВР оценивается экспертами примерно в 30 млрд. долл. И это при том, что инвестиции ВР в совместный бизнес составили всего около 8 млрд. долл., тогда как только на дивидендах акционеры компании заработали порядка 19 млрд. долл. Поэтому на первый взгляд желание избавиться от «курицы, несущей золотые яйца», выглядит нелогичным. Участники рынка считают, что решение о продаже вызвано тем, что британцы увидели возможность задорого продать свою долю, в которой заинтересованы близкие к российским властям государственные бизнесмены, а также китайские нефтяные компании, способные заплатить рекордную цену.
На долю ВР кроме ААР может претендовать «Роснефть» – предполагают эксперты. Они уверены, что госкомпания стала активизировать деятельность на рынке слияний и поглощений после того, как ее возглавил Игорь Сечин, сторонник усиления присутствия государства в нефтегазовом секторе. Кроме того, в списке претендентов значатся две китайские компании – Sinopec и CNOOC, в планы которых входит расширение источников поступления энергетических ресурсов в КНР.
По мнению директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, этими тремя вариантами исчерпываются для ВР возможности продажи своей доли. Если пакет акций достанется ААР, то в дальнейшем, как убежден эксперт, консорциум выставит его на продажу. Причем не за живые деньги, а в обмен на долю в какой-либо крупной западной нефтяной компании. «Вокруг этого варианта все и будет крутиться. В этом стратегия российских акционеров. Чтобы потом наслаждаться жизнью», – подчеркивает Правосудов.
Сложившаяся ситуация внутри ТНК-ВР его не удивляет. В России несколько лет назад заметно переменилось законодательство, и иностранцам был запрещен доступ к стратегическим нефтегазовым месторождениям. Британские акционеры понимают, что в нынешней конфигурации у компании нет перспектив для развития. Именно этим продиктовано стремление избавиться от активов, чтобы инвестировать в другие проекты.
Для ВР с учетом особенностей ведения бизнеса в России предпочтительнее был бы стратегический союз с госкомпанией, считает старший аналитик рынка нефти и газа компании «Арбат Капитал» Виталий Громадин. Например, сотрудничество с «Роснефтью», а такое в принципе возможно и сегодня, открыло бы доступ к стратегическим месторождениям, в том числе на континентальном шельфе Арктики. «Продажа доли в ТНК-ВР для британцев – это выход из ситуации достаточно экстремальный, но вполне реальный», – замечает Громадин. Разногласия внутри компании эксперт объясняет конфликтом интересов: ВР интересовало расширение бизнеса в России, а консорциум ААР был изначально ориентирован на западные рынки.
Доля ВР с большой долей вероятности достанется «Роснефти», полагает Громадин. Этот ликвидный актив необходим Сечину, увлеченному идеей создания глобального отраслевого игрока – в составе «Роснефти», «Зарубежнефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР. У китайцев шанс появится в том случае, если они предложат более высокую цену, отметил Громадин. Со своей стороны, Правосудов напомнил, что иностранцам будет непросто получить одобрение сделки в правительственной комиссии по иностранным инвестициям.
У управляющего директора «ВТБ Капитал» Дмитрия Лукашова свое понимание ситуации. Он считает, что ТНК-ВР сохранится в своем нынешнем виде. «ААР не заинтересован в выходе ВР из консорциума. Российские акционеры хотят нормализовать оперативную деятельность компании», – заявил эксперт.