Судьба российской валюты оказалась в руках греческих вкладчиков.
Фото Reuters
После резкого ослабления рубля Россия вползает в новую девальвацию – теперь более плавную. На субботнем финансовом совещании у премьера глава Центробанка пообещал новое ослабление рубля. Правда, не столь резкими темпами, как на прошлой неделе. Остановить снижение нефтяных цен – а значит, и падение рубля – может только чудо. По крайней мере до конца года экономисты не видят причин для оптимизма: пожар на европейских рынках дополняют негативные новости из Азии, а также противоречивые сообщения о восстановлении американской экономики.
Падение не только рубля, но всей российской экономики зависит сегодня не столько от российских властей, сколько от греческих вкладчиков. Если они продолжат забирать свои евро из шатающихся греческих банков, то очень скоро Европейский центробанк (ЕЦБ) прекратит поставку наличных в Афины – и распад еврозоны станет свершимся фактом. В этом случае спрос на энергоносители в мире заметно сократится, а в России наступит прогнозируемый экономический спад (см. «НГ» от 25.05.12).
Между тем банковская паника в Греции скорее всего уже началась, отмечается в новом отчете российского Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). «Зафиксирован значимый отток вкладов, который оценивается в 700 миллионов евро за 6–13 мая и в 1,2 миллиарда евро за 14–15 мая, что соответствует примерно 4% депозитов населения в месяц», – отмечается в отчете ЦМАКП, который озаглавлен «Греция в огне». Логика греческих вкладчиков понятна – они могут сегодня получить на руки наличные евро или завтра остаться ни с чем. Но резервов ЕЦБ на оплату всех коммерческих вкладов в Греции явно не хватит. Поэтому очень скоро наличные евро в греческих банках закончатся.
«Нехватка евро поставит Банк Греции перед выбором: признать неплатежеспособность банков и вызвать полноценный банковский кризис или выдавать кредиты в виде временной валюты – новой драхмы, – чтобы отложить его на несколько месяцев», – пишут эксперты ЦМАКП Александр Апокин и Ирина Сухарева.
В случае начала полноценной банковской паники с темпом оттока депозитов свыше 10% в месяц резервы ЕЦБ для экстренной выдачи ликвидности будут быстро исчерпаны. А отказ ЕЦБ кредитовать Банк Греции и будет означать фактический выход Афин из зоны евро, что вызовет неизбежное обострение долгового кризиса во всей Европе. Понятно, что рассчитывать на промышленный рост и рост спроса на энергоносители в этом случае не приходится.
Не радуют и перспективы Китая, где очевидны признаки замедления экономики. Прирост промпроизводства в апреле сократился до 9,3% к апрелю 2011 года, что стало историческим минимумом с мая 2009 года. Банки Китая в апреле замедлили кредитование (рост объема новых кредитов в январе–апреле на 4,8% к тому же периоду прошлого года по сравнению с 8,9% в январе–марте). Продажи автомобилей в январе–апреле сократились на 1,3% к январю–апрелю 2011 года, несмотря на рост на 5% в апреле. А китайские дилеры сообщают о затоваривании складов. Понятно, что Китай в такой ситуации также не сможет поддержать растущий спрос на товары российского экспорта.
В результате по объективным причинам весьма вероятно дальнейшее ослабление рубля. «Если цена на нефть прекратит свое падение, то скорее всего рубль укрепится. Если цена на нефть продолжит свое падение, то возможно, но не обязательно рубль будет ослабевать – но гораздо меньшими темпами, чем это происходило, потому что мы гораздо более активно будем применять валютные интервенции», – заявил Игнатьев в субботу на совещании по финансовым рынкам у премьера Дмитрия Медведева.
«Заявление Игнатьева в переводе на простой язык означает, что ЦБ постарается избежать нового резкого ослабления рубля. Но особенно стараться не будет. Наш ЦБ вовсе не всесилен. И с помощью интервенций он не сможет противостоять тектоническим изменениям в мировой экономике, которая сегодня очевидно замедляется», – говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, расширение коридора колебаний для бивалютной корзины, который устанавливает ЦБ, практически неизбежно. В результате нас ждет новый период плавной – или ползучей – девальвации.
Однако ослабление рубля, по словам Николаева, будет иметь и некоторый позитивный эффект – оно облегчит правительству исполнение социальных обязательств, рассчитанных в обесценивающихся рублях. Правда, растущая инфляция и реальное обесценение доходов казны неизбежно нивелируют и этот позитивный эффект.