Аркадий Дворкович призывает к приватизации государственных активов.
Фото Reuters
Планы масштабной приватизации федерального имущества, которые российские власти намерены реализовать в среднесрочной перспективе, могут так и остаться на бумаге. Широкой распродаже активов, находящихся сегодня в госсобственности, не способствует противоречивая ситуация на фондовом рынке, которая определяется противоречивым положением дел в мировой экономике. К решительным шагам правительство Дмитрия Медведева подтолкнут серьезные бюджетные ограничения, с которыми оно может столкнуться в случае затяжного падения цен на нефть.
Ответственным за выполнение плана приватизации федерального имущества на 2011–2013 годы, который рассматривался и корректировался 12 мая на одном из первых совещаний правительства, по информации «НГ», могут назначить Аркадия Дворковича. В случае если он возглавит Минэкономразвития, это будет уже не некая общественная нагрузка, а прямые должностные обязанности. Недостатка в опытных партнерах у Дворковича не будет. Старожил Белого дома Игорь Шувалов, который в новом кабинете, вероятно, сохранится в прежнем качестве – первого вице-премьера, более чем кто-либо подходит на эту роль. Оба чиновника, приверженные либеральным ценностям в экономической политике, выглядят вполне способными сдвинуть с мертвой точки неблагодарное дело приватизации госсобственности.
Пока же чиновники всеми силами демонстрируют серьезность намерений. Дмитрий Медведев сразу после утверждения премьером созвал совещание по выполнению поручения президента Владимира Путина, потребовавшего разобраться с задачами приватизации федерального имущества. «Нам уже в этом году предстоит выполнить целый ряд задач, связанных с совершенствованием бюджетной и налоговой политики, с приватизацией государственного имущества и улучшением общего порядка управления государственным имуществом – здесь нужно наводить окончательный порядок», – заявил по этому поводу Медведев.
Напомним, что в соответствии с указом президента «О долгосрочной государственной экономической политике» правительство, в частности, должно до 1 ноября 2012 года внести изменения в прогнозный план приватизации на 2011–2013 годы и утвердить такой же план на 2014–2016 годы, предусмотрев завершение до 2016 года выход государства из капитала компаний несырьевого сектора, не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса. Таким образом, полностью от госучастия должны быть освобождены «РусГидро», «Роснефть», Россельхозбанк, Аэрофлот и некоторые другие компании, несомненно, представляющие интерес для инвесторов. Также предполагается существенно снизить долю государства в Федеральной сетевой компании, РЖД и «Транснефти». До уровня менее 50% планируется снизить долю государства в банках с госучастием.
Премьер Дмитрий Медведев подтвердил целесообразность введения запрета на увеличение доли госкомпаний за счет приобретения частных активов. Следующий шаг – продажа ими непрофильных активов. Помимо этого премьер считает возможным в течение года-полутора преобразовать в публичные компании либо казенные общества ГУПы и МУПы, а к 2015 году довести долю независимых директоров в госкомпаниях, которые не войдут в программу приватизации, до 100%.
Между тем на сегодня в реестре федерального имущества числится более 1,3 млн. объектов и более миллиарда гектаров земли. Кроме того, на начало 2012 года в управлении Росимущества находится более 2800 акционерных обществ с госучастием. Продать эту собственность по адекватной цене часто невозможно. Так, мало кого могут заинтересовать пакеты акций менее блокирующего.
Однако кроме прямой продажи рассматриваются и другие подходы к решению задач приватизации. В частности, на днях Шувалов заявил, что продажа госпакетов акций из утвержденного списка приватизации ряда компаний, например «РусГидро», может произойти путем обмена активами с зарубежными инвесторами. «Обмен активами, по сути, тоже является приватизацией. Это очень интересная форма приватизации: не просто деньги за акции, а получение в обмен современных технологий и форм управления», – сказал чиновник.
Впрочем, эксперты считают, что эти меры едва ли способны вывести из тупика локомотив приватизации. Последние годы планы продажи активов с выгодой для государства оканчивались провалом. Инвесторы предпочитали выбирать «изюм» в виде наиболее ликвидных активов, обходя вниманием депрессивные предприятия. Была даже идея сбыть неликвиды на «голландских аукционах», когда цены не накручиваются, а снижаются. Ее выдвинул Герман Греф в бытность главой Минэкомразвития. Но в практическую плоскость дело так и не перешло.
Старший аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов говорит, что в настоящий момент планы по приватизации сложно будет реализовывать из-за негативной рыночной конъюнктуры. «На падающем рынке вряд ли приватизация пакетов акций будет успешна. До 2016 года еще достаточно времени, поэтому полная приватизация ВТБ и Сбербанка в принципе возможна. Таким образом, выход государства из капитала даже несырьевых компаний возможен не ранее 2014 года, а приватизация сырьевых продлится как минимум до 2017 года. На мой взгляд, даже в этот срок уложиться будет сложно», – подчеркнул эксперт. Однако, учитывая, что постепенно Россия снижает свою зависимость от нефтегазовых доходов, приватизация сырьевых компаний станет еще важным шагом на этом тернистом пути. Дополнительные доходы бюджета от приватизации могут составить не менее 2 трлн. руб., полагает Сафонов.
Куда меньше оптимизма испытывает по этому поводу главный аналитик компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Последние три года в планах приватизации ставилось целью продавать госактивы на 10 млрд. руб. в год. Но желанные показатели так и не были достигнуты. И это при том, что конъюнктура рынка была в то время лучше, чем сейчас, напомнил аналитик. Объяснение у него простое – высокие цены на нефть обеспечивали сверхплановые доходы в бюджет. «Конкретные действия правительства шли в противоположном от приватизации направлении. В 2011 году приватизации не было вовсе», – рассказывает Гавриленков. Он убежден, что сейчас приватизация состоится лишь в том случае, если возникнут серьезные бюджетные ограничения. Но это – крайний случай. Рублевые доходы бюджета падают не так сильно, поэтому острой необходимости в активизации приватизации федеральной собственности пока нет. Возможно, это и к лучшему. Гавриленков согласен с мнением Сафонова, что при нестабильных фондовых рынках дорого продать госсобственность не удастся.