Эльвира Набиуллина и Андрей Клепач сравнивают реальную статистику со своими прогнозами.
Фото ИТАР-ТАСС
Высокий уровень нефтегазовых доходов российского бюджета – фактор не вечный. Минэкономразвития предупреждает о возможном снижении мировых цен на энергоносители, в частности на нефть, уже в этом году. В результате в казне может образоваться дыра, которая сильно затруднит исполнение всех социальных обязательств и амбициозных планов модернизации. Вчера замглавы Минэкономразвития признал, что власти слишком оптимистично прогнозировали экспортные цены на нефть, газ, а также масштабы оттока капитала.
Реальная среднегодовая цена на нефть марки Urals в 2012 году может оказаться ниже правительственного прогноза 115 долл. за баррель. И это при том, что с начала года российская нефть в среднем стоила 116,8 долл. за баррель, но начиная с середины весны наметилась и сохраняется тенденция снижения мировых цен. В то же время в 2013 и 2014 годах цены на нефть, вероятно, окажутся чуть выше официального прогноза – не 97 и 101 долл. соответственно, а достигнут 110 долл. С такими заявлениями вчера на заседании комитета по бюджету и налогам Госдумы выступил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.
На этом тревожные новости для отечественной экономики не кончились. Чиновник не исключил пересмотра прогноза цен на газ на 2013–2015 годы. «Мы специально в прогнозе отмечали, что есть определенные дополнительные риски, связанные с ценами на газ. Сейчас с «Газпромом» и независимыми экспертами уточняем те возможные скидки от наших контрактов, на которые, по-видимому, придется идти. Поэтому, возможно, придется увеличить развилку между динамикой цен на нефть и динамикой цен на газ, что для бюджета, естественно, будет негативно», – подчеркнул Клепач.
Напомним, действующий прогноз исходит из того, что среднеконтрактные цены на газ в 2012 году составят 379 долл. за 1 тыс. куб. м, в 2013-м – 353 долл., в 2014-м – 342 долл., в 2015 году – 358 долл. Прогноз по ценам на газ в дальнее зарубежье на 2012 год составляет 439 долл. за 1 тыс. куб. м, на 2013-й – 395 долл., на 2014-й – 374 долл., на 2015-й – 390 долл. Точность этих подсчетов имеет принципиальное значение для бюджета, который более чем на 40% наполняется за счет экспорта углеводородного сырья. Уточненный прогноз цен на энергоносители, по словам Клепача, подготовят к осени, когда проект нового бюджета будет внесен в правительство.
При этом чиновник признал, что прогнозы международных организаций в настоящее время куда более оптимистичны, чем прогнозы Минэкономразвития. Так, последний прогноз ОЭСР по цене на нефть на 2012 год составляет 124 долл., а прогноз МВФ – около 120 долл. за баррель. «В этом плане наша оценка даже консервативна», – заявил Клепач.
Минэкономразвития ошиблось в прогнозах не только цен на энергоносители. Текущий отток капитала в 2012 году оказался намного больше, чем ожидалось. По итогам первого квартала из России выведено в общей сложности 35 млрд. долл. В апреле, согласно предварительной оценке министерства, страну покинуло еще около 8 млрд. долл. В мае, признался Клепач, ситуация принципиально не изменится, но во втором полугодии прогнозируется приток капитала, который отчасти компенсирует сегодняшние потери – согласно прогнозу, отток капитала в 2012 году ограничится 25 млрд. долл. Напомним, что в конце марта первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев и Андрей Клепач рассуждали о прекращении оттока и даже притоке капитала уже в мае (см. «НГ» от 20.03.12). Сегодня эти надежды чиновники уже позабыли.
Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев предсказывает прекращение оттока капитала из России. Фото РИА Новости |
Между тем независимые эксперты предупреждают о негативных последствиях падения мировых цен на нефть и газ для российской экономики. В частности, бизнесу это может стоить очередной отсрочки «налогового маневра», обещанного Владимиром Путиным еще в конце 2011 года. «Прогнозы средней цены углеводородного сырья вполне могут быть пересмотрены. Это касается и текущего года, и последующих. Если цена упадет до 100 долларов за баррель, то бюджет сможет обойтись без секвестра, если же до 80 долларов – будет хуже. Можно ожидать снижения курса рубля, рост дефицита бюджета, невыполнение предвыборных обещаний президента», – говорит аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин.
По его словам, текущие социальные обязательства правительство будет стараться выполнить, ведь это очень важный для руководства страны вопрос. Даже если для этого придется вновь распечатать Резервный фонд, ресурсов которого хватит на покрытие дефицита в случае непродолжительного и неглубокого снижения цен на энергоносители. В противном случае придется искать другие механизмы, сокращать госрасходы, повышать их эффективность, предупреждает Карыхалин.
Снижение цен на нефть повлечет за собой сокращение доходов бюджета – согласен с коллегой ведущий аналитик UFS Investment Company Алексей Козлов. Он не исключает, что в среднесрочной перспективе Россия столкнется с проблемой наполнения бюджета. В этом случае возникнет вопрос сокращения расходов, что может поставить по удар выполнение социальных обязательств государства. «Разрыв доходной и расходной частей федерального бюджета можно покрывать, сокращая расходы и увеличивая госдолг. Однако в подобных условиях стоимость заимствований будет высокой, и правительство будет вынуждено экономить», – отмечает Козлов.
«На сегодняшний день адекватных источников покрытия потери доходов в случае падения нефтяных цен – нет. Можно поднять акцизы на алкоголь и табак, однако вряд ли эта мера компенсирует весь растущий бюджетный дефицит. Возможна и некоторая экономия за счет ужесточения финансово-бюджетной политики», – перечисляет гендиректор City Express Алексей Кичатов.
«Если в предыдущую волну кризиса катастрофичным для нас было падение цены на нефть до 40 долларов за баррель, то сейчас критичным станет цена уже уровеня в 80 долларов. Так произошло из-за того, что были резко увеличены расходы бюджета – в том числе социальные и военные. Ненефтегазовый дефицит бюджета в 2012 году превысил 10%, хотя до кризиса был ориентир в 4,7% ВВП», – напомнил консультант компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский. Аналитик не исключает, что сильное падение цен на нефть повлечет за собой еще ряд негативных последствий – еще более масштабный отток капитала, чем сейчас, ослабление рубля, а также возврат к двузначной инфляции.