Владимир Якунин рассказывает Владимиру Путину о перспективах железнодорожного транспорта.
Фото с официального сайта правительства РФ
Вчера на несколько часов главным вокзалом России стал столичный Рижский вокзал. Похвастаться большим пассажиропотоком вокзал не может: в его расписании значится всего четыре поезда дальнего следования в сутки. Однако важность этой железнодорожной станции вчера сильно возросла в связи с тем, что на вокзал приехал премьер Владимир Путин. Здесь же состоялось правительственное совещание о настоящем и будущем российских железных дорог.
Разговор о проблемах развития железнодорожной отрасли предварила экскурсия. Роль гида взял на себя глава РЖД Владимир Якунин, который вывел VIP-экскурсантов на перрон Рижского вокзала. Особое внимание премьера привлек новенький электропоезд «Ласточка». Он – плод сотрудничества РЖД и компании «Сименс АГ». Германия поставит в Россию 38 электропоездов, способных развивать скорость до 160 км в час. Первыми комфорт новых электричек оценят в 2014 году гости зимней Олимпиады в Сочи. После этого часть «Ласточек» отправят в Москву, где они будут работать на линиях, связывающих мегаполис с аэропортами.
Экскурсия явно настроила премьера на созидательный лад, что и отразилось в его выступлении. В роли слушателей выступили первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава Минтранса Игорь Левитин, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, глава Минфина Антон Силуанов, и.о. министра промышленности и торговли Денис Мантуров, столичный мэр Сергей Собянин и руководящий состав РЖД. Путин отнес железнодорожный транспорт к отраслям, создающим базу развития всей экономики. А потому требуется большой горизонт постановки задач – на 10–30 лет вперед.
С начала нулевых годов спрос на железнодорожные перевозки многократно увеличился. «БАМ и Транссиб работают фактически на пределе пропускной способности. И это реально тормозит многие проекты развития Сибири и Дальнего Востока. Мы теряем темпы выхода на новые рынки», – констатировал Путин. По его словам, согласно прогнозам, грузооборот продолжит расти – до 2014 года в целом по России рост грузооборота ожидается на уровне 15%, по БАМу к 2020 году перевозки могут вырасти почти в три раза. Отсюда вывод – необходимо уже сегодня формировать мощные инфраструктурные заделы. Но для этого нужна полная ясность с источниками финансирования.
По мнению премьера, вариантов здесь несколько: привлечение частных инвесторов к коммерческим транспортным проектам, государственно-частное партнерство, привлечение ресурсов так называемых институтов развития, прямое финансирование из бюджета. Цена инвестпрограммы РЖД в 2008–2011 годах превысила 1,36 трлн. руб. Но на предстоящее десятилетие на модернизацию отрасли потребуется еще около 5 трлн. руб.
Закладывать все будущие расходы в тариф нельзя, отрезал Путин. И призвал руководство РЖД проанализировать проекты, снизить внутренние издержки, словом, изыскать возможности для оптимизации, привлекать кредитные ресурсы. Еще один путь решения задачи – совершенствование тарифной политики, которая должна быть современной, предсказуемой и понятной всем формулой расчета тарифа не менее чем на 5–10 лет. Предполается также – по аналогии с энергетическим рынком – продумать внедрение в железнодорожной отрасли принципов экономической обоснованности тарифов с учетом доходности инвестиций.
Якунин, сидевший напротив Путина, говорил долго и убедительно. С тезисами, прозвучавшими в речи премьера, он, конечно же, не мог не согласиться. Попросил определиться с программой создания высокоскоростного движения. Причем оптимальный срок ее реализации после принятия решения – шесть лет, что совпадает со сроком президентских полномочий. Отдельная тема – привлечение в развитие Байкало-Амурской магистрали средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений. В общей сложности – до 280 млрд. руб. И это предложение имеет шанс на успех, так как совпадает с позицией Путина, на днях заявившего о целесообразности вложения пенсионных накоплений в долгосрочные инфраструктурные проекты, способные обеспечить высокую доходность.
Эксперты считают, что правительству все-таки придется принять компромиссные решения, касающиеся тарифов на железнодорожные перевозки. Гендиректор City Express Алексей Кичатов напомнил, что с подачи Минэкономразвития предполагается проиндексировать тариф на грузовые перевозки с 1 июля 2012 года на 6%. Между тем ранее обсуждался вариант индексации на 7,4%. Руководство РЖД при этом предупредило, что индексация на уровне 6% к концу года обернется для компании убытками в размере 80 млрд. руб. В этой связи Кичатов не исключил, что власти согласятся на дополнительное повышение тарифов на железнодорожные грузоперевозки.