0
2293
Газета Экономика Интернет-версия

23.04.2012 00:00:00

Кудрин версии 2.0 изменился до полной неузнаваемости

Тэги: кудрин, экономика


кудрин, экономика У Алексея Кудрина уже готовы рекомендации для нового правительства.
Фото Reuters

Экс-министр финансов Алексей Кудрин опубликовал статью с рекомендациями, что должно делать новое правительство и чего оно делать не должно. В статье «Чего мы ждем от нового правительства?» в журнале «Экономическая политика» Кудрин сформулировал перед правительством 10 задач, решение которых представляется ему жизненно важным. Речь идет о неповышении налогов, реформе госуправления, решительном увольнении подозреваемых в конфликте интересов чиновников, бюджетной децентрализации, государственных вложениях в инфраструктуру. Новый «список рецептов Кудрина» содержит те самые меры, от которых правительство много лет принципиально отказывалось – при полном согласии или, по крайней мере, при полном непротивлении самого Кудрина. Эксперты уверены: стоит экс-министру вернуться в правительство, и он тут же забудет о своих прогрессивных идеях и снова начнет воплощать в жизнь курс Владимира Путина – как это было раньше.

За предыдущие 12 лет Россия смогла улучшить разве что только количественные показатели, например, ощутимо сократить госдолг, но никак не качественные, сетует экс-министр. До сих пор не получилось уйти от сырьевой модели экономики, простимулировать инвестиционную активность, улучшить качество общественных институтов. «Наглядным примером сохраняющихся серьезных проблем может служить продолжающийся без малого два года отток капитала из России, особенно тревожный в условиях устойчиво высоких цен на нефть», – пишет Кудрин. В прошлом озвучивались разумные программы преобразований, однако они оставались лишь на бумаге или реализовывались, но безрезультатно. В России за 12 лет была выстроена патерналистская модель экономической политики, но пришло время перейти к партнерской модели, при которой государство вступит во взаимодействие с гражданами и бизнесом, считает экс-министр. Миссия нового правительства – «институциональная достройка экономики до лучших образцов и реализация возможностей такой экономики в интересах каждого гражданина России».

Первая задача, по Кудрину, – это обеспечение макроэкономической стабильности и долгосрочной прогнозируемости для бизнеса. Инфляция не должна превышать 3–5% в год. Налоговые ставки должны быть стабильны и предсказуемы. «Правительству целесообразно на длительный срок отказаться от повышения ставок основных налогов». Вторая задача – реформа государственного управления, направленная на повышение его эффективности. Кудрин указал на «скверное качество работы государственных институтов, с которыми наши граждане общаются постоянно, во всех сферах своей жизни: от правоохранительной системы, создания правил и реализации регулирования бизнеса – до услуг ЖКХ, школ и детских садов, получения социальной поддержки». Среди прочего важно «ввести для ответственных чиновников обязательные процедуры декларирования «конфликта интересов» при принятии решений, затрагивающих связанных с ними экономических субъектов». При выявлении незадекларированных «конфликтов интересов» чиновник должен освободить занимаемую должность, даже если ущерб и злоупотребление служебным положением не могут быть доказаны.

Третья задача – децентрализация, предоставление регионам и муниципалитетам куда большей финансовой и политической свободы. Региональные и местные власти должны быть подотчетны населению, а не вышестоящим органам, пишет Кудрин. Четвертая задача – стимулирование роста инвестиций. Пятая задача – сокращение избыточного присутствия государства в экономике, защита частной собственности, развитие конкуренции. Нужно кардинально сократить государственные участие, регулирование и контроль, заняться активной приватизацией госкомпаний. На этом пути надо избегать ошибок прошлого. Среди таких ошибок – «попытки спасти предприятия или компании, которые из-за своей неверной стратегии, ошибочных инвестиционных решений либо просто в силу окончательной потери конкурентоспособности оказались несостоятельными», замечает экс-министр.

Шестая задача – укрепление и расширение инфраструктуры. «Объемы строительства дорог в ближайшие годы требуется увеличить минимум в четыре раза», – приводит пример Кудрин. Седьмая задача – устранение административных барьеров на пути товаров и капитала. Восьмая задача – развитие человеческого капитала. Кудрин не исключает, что улучшение качества образования и здравоохранения может потребовать не только серьезного реформирования этих секторов, но и дополнительного финансирования отрасли. Девятая задача – модернизация рынка труда, повышение производительности и эффективности труда. Десятая задача – совершенствование социальной защиты, введение принципа адресности социальной помощи.

Почти все тезисы Кудрина с точностью до наоборот описывают экономическую и бюджетную политику того правительства, в котором он ранее играл одну из первых ролей. Бросается в глаза расхождение сегодняшних лозунгов и результатов вчерашних действий. Допустим, тезис про налоги. Ставка основных налогов при Кудрине менялась несколько раз, в том числе повышалась, что тут же дезориентировало бизнес. Достаточно вспомнить историю со ставкой страховых взносов: ее повысили с 26 до 34%, потом снизили до 30%, и бизнес до сих пор гадает, что же будет с этим налогом дальше. Другой пример – повышение акцизов на бензин, которые не заменили, а дополнили транспортный налог.

Примечателен рецепт Курина по борьбе с коррупцией: немедленно увольнять чиновников, не сообщивших о конфликте интересов. До сих пор не ясно – почему на этой простой и не требующей затрат мере Кудрин не настаивал, находясь в правительстве? Что мешало ему насаждать этот принцип чистоты кадров в собственном ведомстве: в Минфине и налоговых органах? Или эта кадровая идея возникла недавно? В статье ответов на эти очевидные вопросы нет.

Призыв к децентрализации еще более странен, если вспомнить, что именно при Владимире Путине и не без активного участия Минфина в стране шли прямо противоположные процессы финансовой, бюджетной и административной централизации. Если в начале нулевых собранные в регионе налоги распределялись между региональными и федеральным бюджетами примерно поровну, то потом пропорция заметно изменилась: почти 60% налоговых сборов стали поступать в федеральный бюджет и лишь 40% оставались в региональных бюджетах. Собранные в регионах налоги возвращались им же в обмен на послушание и лояльность. При этом государственное участие в экономике при Кудрине не снижалось, а нарастало. Именно в период министерства Кудрина были созданы многие госкорпорации и госбанки. Конкуренция в экономике ограничивалась, а административные барьеры скорее ужесточались, чем смягчались.

Эксперты «НГ» предположили, что сейчас, освободившись от высокой должности, Алексей Кудрин озвучил свой истинный взгляд на ситуацию. Почему же он не воплощал свои идеи раньше, когда обладал для этого ресурсами? Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев охарактеризовал такой кудринский парадокс словами «гибкость и беспринципность». Будучи министром, Кудрин решительно шел на компромиссы с властью. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин соглашается: «Министр финансов в принятии экономических решений осуществляет не свой личный курс, а курс руководства – президента или премьера, если последний де-факто главнее президента. Кудрин осуществлял направленный как раз на централизацию курс Путина».

Ясин замечает: иногда Кудрину удавалось протолкнуть свои инициативы, но речь шла исключительно об экономике – например, о накоплении нефтегазовых доходов в Резервном фонде. Но как только речь заходила о вопросах, в которых экономика сочетается с политикой, наивно было ждать, что Путин позволит своим подчиненным заниматься самодеятельностью. Именно поэтому эксперты делают вывод, что все красивые лозунги Кудрина лопнут как мыльный пузырь, если он вдруг будет приглашен на новую должность в правительстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3078
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3485
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2546
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4499

Другие новости