Валюта, отложенная на черный день, может сохранить сбережения.
Фото РИА Новости
В ближайшее время российский рубль сохранит стабильность. Но после 1 июля, когда будут повышены коммунальные тарифы и тарифы естественных монополий, цены на потребительском рынке пойдут вверх. При этом вероятно сокращение объемов кредитования, что негативно скажется на темпах роста отечественной экономики. Такие прогнозы прозвучали вчера на заседании Клуба банковских аналитиков и макроэкономистов.
В настоящий момент в России сложилась редкая ситуация высоких банковских ставок, которые заметно превышают текущий уровень инфляции. Столь высокие ставки по кредитам превратились в запретительные для инвестиций, считает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Его поддержала главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова, которая напомнила коллегам о не очень хорошей макроэкономической статистике в марте, в частности, о снижении показателей промпроизводства. «Спрос на кредиты не очень высокий», – подтвердила она.
Нынешние ставки по кредитам – это оборотная сторона искусственно заниженной инфляции, считает замначальника аналитического управления компании «Совлинк» Ольга Беленькая. По ее мнению, текущий уровень процентных ставок по кредитам нельзя считать завышенным. Этот показатель не воспринимается как среднеустойчивый ни в Центробанке, ни в коммерческих банках, ни в бизнесе. Есть основания для роста ставок по кредитам, но стабилизация депозитных ставок способна замедлить этот процесс.
«Спрос на деньги слаб со стороны корпоративных заемщиков, и не видно предпосылок для его роста», – говорит научный сотрудник Высшей школы экономики Дмитрий Мирошниченко. На основании этого он сделал вывод – ставки по корпоративным кредитам расти не должны. Банки же, чтобы заработать, должны будут повысить активность на рынке розничного кредитования, гарантирующего хорошую доходность и прибыли. Впрочем, конкуренция здесь жесткая, что ведет к снижению ставок по кредитам.
Характерно, что эксперты не питают особых иллюзий относительно способности ЦБ держать под контролем ситуацию на рынке кредитования предприятий и организаций. «Попытки ЦБ повлиять на реальные процентные ставки заканчивались, как правило, усилением оттока капитала из страны», – подчеркивает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева. Если регулятор в ближайшие месяцы предоставит дополнительную ликвидность банкам, то на стоимости кредитов это существенно не отразится. Зато негативный эффект неизбежно проявится в росте инфляции.
Как считает Осадчий, на показателях инфляции не лучшим образом отражается борьба ЦБ с притоком спекулятивного капитала. Скупка долларов наполняет экономику дополнительной рублевой денежной массой, что в конечном итоге не самым лучшим образом отражается на потребительских ценах. С начала года инфляция удерживается на рекордно низком уровне – 3,7% в годовом выражении. Это итог первого квартала. На снижение инфляции работает целый ряд факторов. В их числе – большой отток капитала из России (с начала года выведено 35,1 млрд. долл.), а также решение провести индексацию тарифов естественных монополий и ЖКХ не с января, как обычно, а с июля. Последний фактор вскоре утратит свое значение, что незамедлительно отразится на темпах роста цен.
Первый зампред Газпромбанка Екатерина Трофимова высказала предположение, что по итогам года, несмотря на прогнозируемое ускорение темпов, инфляция имеет шанс остановиться на уровне 5–6%. Улучшить показатель едва ли возможно, поскольку текущий рост цен на продукты питания достиг 6,9% годовых, превысив прошлогодние значения. Между тем рекордно низкая инфляция по итогам 2011 года была обусловлена эффектом базы в отношении продовольственных цен, темпы роста которых пошли на снижение с апреля прошлого года. Инфляция не выше 5–6% станет хорошим макроэкономическим фоном, чтобы банковская система РФ сохранила стабильность, дополнил коллег гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.
Для банковских аналитиков, похоже, нет интриги в том, каким будет курс рубля в ближайшие полгода. Сейчас его стабильность поддерживается высокими ценами на нефть. Один-два месяца, считает Трофимова, рубль будет колебаться с тенденцией к укреплению. Однако сезонной девальвации избежать вряд ли получится. Девальвации, по мнению Трофимовой, скорее всего можно ждать в третьем квартале. Таким образом, к концу года бивалютная корзина будет стоить около 36–37 руб. «Но если импорт продолжит расти, то проседание рубля может быть и глубже», – не исключила эксперт. Орлова также считает девальвацию неизбежной, если, конечно, не произойдет чуда и цены на нефть в ближайшие месяцы не поднимутся выше 115–118 долл. за баррель.
Со своей стороны, Осадчий назвал «странной» нынешнюю динамику курса рубля к основным мировым валютам. Мощный приток нефтедолларов, казалось бы, должен был привести к укреплению рубля. Но этого не наблюдается. Причина, по мнению аналитика, в том, что поступление нефтедолларов компенсируется оттоком капитала из России, а также накоплением золотовалютных резервов, объем которых приближается к 600 млрд. долл.