Левая шкала – цена газа в долларах за британскую единицу MMBtu (около 28,3 куб.м), правая шкала – цена барреля нефти Brent (USD/bbl), Gazprom's oil linked–lagged – экспортная цена «Газпрома» (красный график), NPB – внутрироссийская цена газа по принципу равнодоходности (черный график), Henry Hub – цены главной торговой площадки США «Генри Хаб» (розовый график).
По данным Bloomberg,HSBC
Цены на газ в США достигли нового рекорда – голубое топливо здесь стоит около 77 долл. за тысячу куб. м. Это примерно в пять раз дешевле, чем на экспортируемый в Европу российский газ. И в четыре раза дешевле, чем внутрироссийские цены, к которым стремится «Газпром», настаивая на режиме равнодоходности, когда за ориентир берутся не цены США, а цены экспортных поставок в ЕС.
Американские газовики – в отличие от «Газпрома» – готовы наращивать добычу: в 2011 году она выросла на 7,9%, в нынешнем ожидается рост еще на 4,5%. Для российского монополиста, продающего газ в Европу по 300–350 долл. за тысячу кубов, ситуация складывается тревожная – со дня на день можно ждать новых претензий от партнеров.
Управление по энергетической информации Минэнерго США на днях повысило прогноз добычи газа на 2012 год, ожидая роста на 4,5% по сравнению с рекордным уровнем прошлого года. Согласно прогнозу, в этом году товарная добыча газа увеличится на 3 млрд. кубических футов в день – до 1,94 млрд. кубометров в сутки, сообщило агентство Reuters. Напомним, что в 2011 году добыча газа в США выросла на 7,9% – до 1,85 млрд. кубометров в сутки. За 2011 год в США добыли природного газа примерно на 5 млрд. кубометров больше, чем в России.
Судя по всему, прогнозы аналитиков, ожидавших замедления темпов роста производства из-за низких цен, повлиявших на планы по бурению, оказались несостоятельными. Потребление газа в этом году, как ожидается, вырастет на 4,3%, а импорт сжиженного природного газа (СПГ) снизится на 28%.
Между тем «Газпром» продолжает добиваться резкого повышении внутрироссийских цен. Для этого используется очень спорный «принцип равнодоходности», по которому «Газпром» должен получать равный доход при экспорте газа в Европу и для собственных потребителей. Почему в качестве ориентира выбрана импортирующая газ Европа, а не США, где добываются сопоставимые с Россией объемы газа, лоббисты «Газпрома» обычно затрудняются объяснить. Если претензии «Газпрома» будут удовлетворены, то под ударом, как отмечают эксперты, окажутся российские потребители и компании электроэнергетического сектора в том числе.
В частности, аналитик компании HSBC в России Дмитро Коновалов сообщил, что в результате «энергетические компании могут пострадать, но пока трудно сказать, когда именно это может произойти».
Впрочем, победные отчеты американских газовиков убеждают далеко не всех. Как отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, американское Минэнерго в большей степени выдает желаемое за действительное. «Понятно, что рост показателей обеспечивается за счет сланцевого газа, но этот «пузырь» рано или поздно лопнет, – говорит он. – Например, на днях американская компания Chesapeake заявила о сокращении инвестиций на 70%. Ситуация может измениться, если на рынок массово придет дешевый сжиженный газ. Правда, пока никаких поводов для таких опасений нет: Катар уже объявил, что новых поставок и объемов от него не будет, США также не собираются увеличивать поставки». Так что на рынок победные заокеанские показатели не влияют, считает аналитик.
Аналитик агентства «Инвесткафе» Виталий Михальчук полагает, что рост добычи при снижении цен объясняется интенсивным субсидированием со стороны правительства при разработке месторождений сланцевого газа. «В США большую часть рисков при разработке сланцевого газа берет на себя государство. В случае бурения сухих скважин государство возмещает расходы нефтяной компании, которая занималась бурением. Без субсидирования, в частности в Европе, себестоимость сланцевого газа составляет 280 долл. за тысячу кубометров, однако для конечного потребителя она намного выше из-за расходов по повышению качества газа и на транспортировку».
Но в долгосрочной перспективе из-за роста добычи цены в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) будут снижаться, и «Газпром» будет давать новые скидки своим партнерам. «Однако в перспективе 2–3 лет такой угрозы нет: сейчас экспорт для США перенаправляется в страны АТР, где поставки «Газпрома» законтрактованы на долгосрочной основе, – продолжает Михальчук. – Влияние на европейский рынок крайне незначительно, поскольку на нем доминирует система ценообразования на основе долгосрочных контрактов».
В свою очередь, руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров отмечает, что снижение цен, тем более такое существенное и устойчивое, должно по экономической логике снизить привлекательность продолжения добычи. «Тем не менее это логика краткосрочная, к тому же не учитывающая госсубсидий, – продолжает он. – Более долгосрочная логика может оправдывать работу в убыток в расчете на наращивание объемов. Для крупного игрока это может быть средством значительного расширения доли на рынке, для более мелкого – как возможность дорого продаться крупному игроку».
Для «Газпрома» американский газовый рынок является важным индикативом, но лишь в психологическом плане, полагает Александров. «Для рынка Европы и Юго-Восточной Азии в расчетах используются совершенно иные цены, и низкая цена газа в США лишь ограничивает проникновение концерна на этот рынок. В принципе для европейского и китайского рынков сланцевый газ несет угрозу, но пока оценки расходов на добычу в Польше привели к разочаровывающим результатам. В Китае также пока пилотные проекты не дают однозначных результатов, хотя потенциал сланцевого газа для КНР как раз очень велик».
Будет ли расти давление на «Газпром» по скидкам? Да, будет, но главную роль здесь играет расширение объемов рынка сжиженного газа, полагает эксперт.