У министра финансов Антона Силуанова собственный подход к налоговой политике.
Фото РИА Новости
В конце апреля российское правительство должно утвердить новые принципы налоговой политики на ближайшие три года. Бизнесмены надеются, что министры сформулируют общее понимание обещанного властями налогового маневра, который должен простимулировать диверсификацию российской экономики. О таких надеждах заявил вчера «НГ» председатель организации «Деловая Россия» Борис Титов, которому в прошлом году удалось убедить в необходимости налогового маневра премьера Владимира Путина. Правда, в Минфине по-своему представляют налоговую реформу. Глава ведомства Антон Силуанов уверен, что «самый главный маневр – это сохранение нынешних страховых взносов».
Многообещающая идея налогового маневра, похоже, сдувается на глазах. Еще недавно под налоговым маневром понимали перераспределение фискальной нагрузки, которое должно простимулировать рост обрабатывающих производств. Однако глава Минфина Антон Силуанов на днях представил совершенно иное направление будущего маневра. Он фактически поставил знак равенства между налоговым маневром и сохранением существующей ставки страховых взносов. «Налоговый маневр будет реализован с 2013 года. Самый главный маневр у нас какой? Это сохранение страховых взносов. С 2014 года мы не будем увеличивать ставку», – заявил министр финансов. Напомним, ставка страховых взносов была снижена в декабре 2011 года с 34% до 30% для суммарных зарплат, не превышающих 512 тыс. руб. в год. Для зарплат выше 512 тыс. руб. в год была установлена ставка 10%. Это снижение, инициированное президентом Дмитрием Медведевым, преподносилось как временная, антикризисная мера, действие которой заканчивается в 2014 году. Теперь Минфин пообещал не повышать ставку и тут же предупредил, что это обойдется бюджету в 400–500 млрд. руб.
В своем первоначальном варианте идея налогового маневра была совершенно иной. Инициатором налогового маневра со стороны бизнеса стала организация «Деловая Россия». В декабре 2011 года премьер Владимир Путин, выступая на съезде «Деловой России», указал на серьезные фискальные дисбалансы в отраслях, которые тормозят диверсификацию экономики РФ. «Налоговая нагрузка распространяется неравномерно даже в производственных отраслях. Например, по виду деятельности: по производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет 11,1%, по строительству – 11,3%, а по металлургии – 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов – 5%», – указал премьер и сделал вывод, что стране необходим решительный налоговый маневр. Нужно перераспределение налоговой нагрузки, которое простимулирует рост, диверсификацию экономики и приток инвестиций.
Бизнесмены тогда призывали решительно сократить налоги на реальное производство и предлагали «концепцию 15–15–15»: НДС, налог на прибыль и страховые взносы должны быть снижены до 15%. Компенсировать это снижение можно за счет налогов на потребление и природную ренту. Речь идет о налоге на добычу полезных ископаемых, акцизах на табак и крепкий алкоголь и налоге на недвижимость.
По итогам встречи с предпринимателями премьер поручил Минэкономразвития (МЭР) и Минфину до 15 февраля 2012 года «представить предложения по совершенствованию налоговой системы, включая оптимизацию налогов в целях стимулирования экономического роста и притока инвестиций в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса».
Однако вскоре премьер идею налогового маневра стал трактовать иначе. В конце января Путин опубликовал предвыборную статью об экономических задачах России. И в этой статье он заговорил уже не о том, что налоги на обрабатывающий и инновационный секторы будут снижены, а о том, что налоги на них не повысят. Маневрировать же премьер предложил за счет введения в стране новых налогов – «на богатство, а точнее на престижное потребление».
Министерства в установленный Путиным срок представить свои наработки не смогли. Они лишь начали обсуждать налог на роскошь (дорогую недвижимость и мощные автомобили) и ставки страховых взносов, которые, по версии Минфина, надо сохранить или, по версии МЭРа, снизить – правда, лишь на 2%. В феврале Минфин заговорил о возможности освободить от налогов движимое амортизируемое имущество – дорогостоящее производственное оборудование. Но перечисленные инициативы, по мнению экспертов, – это лишь косметические меры.
Председатель «Деловой России» Борис Титов надеется на взаимопонимание с премьером Владимиром Путиным. Фото ИТАР-ТАСС |
«Даже в самом оптимистичном варианте, при котором страховые взносы будут снижены до 28%, эта мера не приведет к изменению модели экономики. Благоприятная внешняя конъюнктура пока дает возможность не повышать налоговую нагрузку, но так будет не всегда, и Минфин будет бороться за то, чтобы застраховать себя от возможного сокращения бюджетных доходов», – считает аналитик «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин. «Сырьевая модель российской экономики формировалась не один десяток лет, и наивно было бы надеяться, что сейчас можно как-то «правильно» переписать Налоговый кодекс, чтобы экономика быстро стала диверсифицированной и эффективной, – продолжает аналитик компании «Allianz РОСНО Управление Активами» Ариэл Черный. – Да и основная проблема сейчас даже не в «неправильном» уровне тех или иных ставок налогов, а в том, как организовано налогообложение, сколько времени и сил компаниям приходится тратить на подготовку и сдачу отчетности. Реформы должны быть направлены на повышение эффективности системы в целом».
«Судьба налогового маневра была предрешена с самого начала – на фоне игры властей в популизм, – продолжает директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. – Как недавно сообщил Силуанов, у нас 80% бюджетных обязательств неснижаемого характера. Бюджет планируется с дефицитом даже при очень высокой цене на нефть. Наивно полагать, что в таких условиях снизят налоговую нагрузку на обрабатывающий сектор и перераспределят ее на добывающие отрасли. Да и обещание Минфина не повышать в будущем ставку страховых взносов тоже вызывает сомнения». Никаких налоговых послаблений не будет, уверен Николаев, и лучше бизнесу об этом сказать прямо, а не вводить его в заблуждение. Эксперт подчеркивает, что налоговые рычаги – это инструменты тонкой настройки. «Но пока что над российской экономикой надо работать не тонким напильником, а топориком, чтобы придать ей очертания диверсифицированной. Нужна структурная реформа. Надо пересмотреть, куда вкладываются деньги. Если они вкладываются в строительство новых газо- и нефтепроводов, то, конечно, экономика будет работать на то, чтобы эти трубы заполнялись экспортными газом и нефтью. Также нужны эффективная политика по защите конкуренции, эффективная административная реформа».
«Деловая Россия» не согласилась с минфиновской интерпретацией идеи налогового маневра. «Мы считаем, что сегодня уровень налоговой нагрузки на бизнес не соответствует задачам развития экономики. Фискальная нагрузка вынудила бизнес уходить из России. Мы видим это по оттоку капитала. За первый квартал 2012 года отток капитала составил около 35 миллиардов долларов. Бизнес уходит как в дальнее, так и в ближнее зарубежье. Например, из Волгограда бизнес массово ушел в Казахстан. Для сравнения: в Казахстане страховые платежи составляют 11%. При таком развитии событий в России скоро, кроме сырья, никого не останется, даже парикмахеров», – комментирует ситуацию Борис Титов. По его словам, предприниматели сейчас ведут переговоры с МЭРом и Федеральной налоговой службой о снижении ставок, дифференцированном подходе к налогообложению и отмене налогового учета.